三綱五常 «три устоя и пять постоянств», сокр. ган чан — «устои и постоянства». Традиц. для
конфуцианства обозначение нормативных отношений между гл. социальными ролевыми позициями и нормативных этич. качеств.
Словосочетание сань ган («три устоя», «тройственная норма») впервые прозвучало в соч. реформатора раннего конфуцианства
Дун Чжун-шу (II в. до н.э.) «Чунь цю фань лу» («Обильные росы „Вёсен и осеней“»), где «три устоя» определялись как атрибуты «пути правителя» (ван дао) и требования, исходящие от Неба (
тянь [1]) (гл. «Цзи и»). Истоки этого определения прослеживаются в конф. каноне
«Ли цзи» (V–II вв. до н.э.), где говорится, что «устои» (ган, букв. «осн. канат рыболовной сети»), о к-рых заповедали помнить «совершенномудрые» (
шэн [1]) правители древности, — это должные отношения между отцом и сыном, правителем и сановником, мужем и женой (гл. 19).
Словосочетание у чан («пять постоянств») у Дун Чжун-шу обозначало качества «Пути»-
дао, над совершенствованием к-рых должен трудиться правитель (ван [1]): «гуманность» (
жэнь [2]), «должная справедливость» (
и [1]), «этико-ритуальная благопристойность» (
ли [2]), «разумность» (
чжи [1]), «благонадежность» (
синь [2]). Если сочетание сань ган восходило к троичной матрице (ср. триграммы
«Чжоу и», триада Небо–Земля–Человек —
сань цай и т.п.), то у чан — к пятеричной («пять элементов» —
у син). Термин у чан предположительно апеллирует к неким «пяти классич. образцам» (у дянь), «послушания» к-рым требовал конф. канон
«Шу цзин» (гл. «Шунь дянь» — «Образцы Шуня»). В «Предисловии» («Сюй») к «Шу цзину» эти «образцы», передающие суть «постоянного дао» (чан дао), связывались с содержанием пяти книг, якобы оставленных пятью древними правителями и мудрецами, жившими до эпохи Ся (до XXIII в. до н.э.). Кун Ань-го (I в. до н.э.) определил «пять образцов» как «почитание пяти постоянств» (у чан чжи цзяо); оно реализуется в том, что «отец [руководствуется] должной справедливостью, мать — милосердием, старший брат — дружбой, младший брат — почтительностью, сын — сыновним благочестием». В
«Цзо чжуани» (V–III вв. до н.э.) аналогичная система принципов поведения определена как проявление дао в человеч. чувствах и основание для классификации видов человеч. «природы» (
син [1]) по названиям позиций системы элементов у син (металл, дерево и т.д.).
Основоположник неоконф. «учения о принципе» (ли-сюэ)
Чжу Си (см.
Неоконфуцианство) первым применил словосочетание сань ган у чан как единое понятие: предвечно существующие и неуничтожимые «устои и постоянства» — ган чан («Чжу-цзы юй лэй» — «Высказывания Чжу-цзы, классифицированные по родам», цз. 24), тождественные неизменному «небесному принципу» — тянь ли (см.
Ли [1]) («Чжу Вэнь-гун вэнь цзи» — «Собрание произведений Чжу — князя Культуры», гл. «Ду да цзи» — «Читая великие записки»).
Источники:
Чжунго чжэсюэ ши цзюань (История китайской философии) // Чжэсюэ да цыдянь (Большой философский словарь). Пекин, 1985, с. 31, 38.
Ст. опубл.: Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5 т. / Гл. ред. М.Л.Титаренко; Ин-т Дальнего Востока. - М.: Вост. лит., 2006. Т. 1. Философия / ред. М.Л.Титаренко, А.И.Кобзев, А.Е.Лукьянов. - 2006. - 727 с. С. 374-375.