左傳 «Комментарий Цзо», др. назв. «Чунь цю Цзо-ши чжуань» («Комментарий г-на Цзо к „Вёснам и осеням“»), «Цзо-ши чунь цю» («Вёсны и осени г-на Цзо»). Историч. памятник, входящий в число основополагающих канонов
конфуцианства (см.
«Ши сань цзин») и интегрированный «школой канонов в древних знаках» (
гувэньцзин-сюэ; см.
Цзин-сюэ). Вопрос об аутентичности дискуссионен. Согласно
«Хань шу» (I в.), его автором является Цзо Цю-мин, историограф гос-ва Лу. В эпоху Цин (1644–1911) каноноведы считали, что текст «Цзо чжуани» скорректирован
Лю Синем (I в.). По одной из совр. версий, текст составлен в пер. Чжань-го («Сражающихся царств», V–III вв. до н.э.) по материалам летописей различных древнекит. царств. Дошедшая до нас редакция восходит, вероятно, к I в. до н.э. Традиция признает «Цзо чжуань» комментарием к
«Чунь цю» — канонизированной летописи гос-ва Лу, составление к-рой приписывается
Конфуцию. Трактовка и подробности описываемых событий часто отличны от тех, что представлены в др. комментариях к «Чунь цю» — «Гулян чжуань» и
«Гунъян чжуань», также входящихв состав «Тринадцати канонов» («Ши сань цзин») конфуцианской классики.
Текст составлен в виде летописи, охватывающей события с 722 по 468 до н.э. (пер. на 17 лет больший, чем в «Чунь цю»). Содержит гл. обр. описания историч. событий и диалоги историч. лиц, раскрывающие мировоззрение, натурфилос. и религ. представления, этич. взгляды древних конфуцианцев. Является важным источником по истории взаимоотношений древнекитайских гос-в, их культуры и хозяйств. жизни. Материалы «Цзо чжуани» позволяют также судить об истоках и принципах применения в древнем Китае натурфилос. доктрин для обоснований практич. решений в политич. и социально-экономич. областях. Осн. комментирующая лит-ра: «Чунь цю Цзо-ши цзин чжуань цзи цзе» («Собрание разъяснений Комментария г-на Цзо к канону „Вёсны и осени“») Ду Юя (III в.), «Чунь цю Цзо чжуань чжэн и» («Правильный смысл Комментария Цзо к „Вёснам и осеням“») Кун Ин-да (кон. VI — нач. VII в.) — обе книги вошли в нормативный сб. «Ши сань цзин чжу шу» («Тринадцать канонов с комментариями и толкованиями»); «Чунь цю Цзо чжуань гу» («Исследование Комментария Цзо к „Вёснам и осеням“»)
Хун Лян-цзи (кон. XVIII — XIX в.) и др. «Собрание разъяснений» Ду Юя часто публикуется с комментариями Линь Яо-соу (XII в.).
Источники: Цзо чжуань и вэнь («Комментарий Цзо» с переводом [на современный китайский язык]) / Пер. Шэнь Юй-чэна. Пекин, 1981; Из «Цзо чжуани» / Пер. Л.Д. Позднеевой // Хрестоматия по истории Древнего Востока. М., 1963; Цзо чжуань (отрывок) / Пер. В.А. Рубина // Музыкальная эстетика стран Востока. М., 1967; Цзо чжуань (цз. 1–6 / Пер. Е.П. Синицына) // Древнекитайская философия. Т. 2. М., 1973;
Legge J. The Chinese Classics. Vol. V. Pt I–II. Hong Kong, 1960.
Литература:Рубин В.А. Личность и власть в древнем Китае. М., 1999, с. 159 – 248; Чунь цю Цзо чжуань цыдянь (Словарь-справочник к «Вёснам и осеням» и «Комментарию Цзо») / Сост. Ян Боцзюнь, Сюй Ти. Пекин, 1985;
Fraser E.D.H. Index to the Tso Chuan. L.–N. Y.–Shanghai. 1930;
Karlgren B. On the Authenticity and Nature of the Tso chuan // Geteborg hogskolas arsskrift. 1926. Vol. 32.
См. также материалы в рубрике
Цзо чжуань.
Ст. опубл.: Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5 т. / Гл. ред. М.Л.Титаренко; Ин-т Дальнего Востока. - М.: Вост. лит., 2006. Т. 1. Философия / ред. М.Л.Титаренко, А.И.Кобзев, А.Е.Лукьянов. - 2006. - 727 с. С.542-543.