Хун Цзюнь-чжи, Хун Чжи-цунь, Хун Бэй-цзян, Хун Гэн-шэн. 17.10.1746, Янху (совр. Уцзинь), на территории Ханчжоу пров. Цзянсу, — 24.6.1809. Кит. философ, литератор, каллиграф, гос. деятель, ученый, историк, географ, создатель оригинальной демограф. теории, предвосхитившей учение Мальтуса. Родился в знатной семье потомственных ученых и чиновников. Его отец Хун Цяо умер, когда ему было пять лет. Он воспитывался в семье бабушки по материнской линии и в 1768 женился на проживавшей там же кузине. В 1769 получил первую ученую степень сю цай, в 1780, после десятилетия неудачных попыток, — вторую степень цзюй жэнь, а в 1790, также после четырех провалов и девяти лет службы секретарем губернатора в Сиане (1781–1785), Кайфыне (1785–1788) и Учане (1788–1790), блестяще сдал экзамен на высшую степень цзинь ши и был принят в Ханьлинь академию. В 1792 получил направление на должность инспектора образования в южн. пров. Гуйчжоу, где провел три года, после чего в 1796 вернулся в столицу. Там в 1797 был назначен в школу для великих князей и стал наставником принца И-чуна (ум. в 1816). Весной 1798 на квалификационном экзамене для высших чиновников и членов Ханьлинь написал соч. «О пресечении еретических учений», по свежим следам с сокращением на треть переведенное на рус. яз. П.И. Каменским (1765–1845) и В.С. Липовцовым (1770–1841) и опубликованное Э.С. Стуловой (1984). В 1799 был удостоен должности офиц. составителя хроники императора Гао-цзуна (правил в 1735–1796 под девизом Цянь-лун, почил 7 февр. 1799) и проф. Гос. академии.
Однако в окт. того же года, нарушив субординацию, Хун Лян-цзи подал принцу Чэну доклад с критикой злоупотреблений в гос. аппарате, нелестными замечаниями в адрес самого императора и требованием наказаний сторонников недавно казненного всесильного временщика и невиданного коррупционера Хэ-шэня. После передачи этого доклада молодому императору Жэнь-цзуну (правил в 1796–1820) Хун Лян-цзи был немедленно смещен со всех должностей и арестован, а затем приговорен к смертной казни, но помилован и сослан на зап. окраину в Или. Его путешествие туда длилось с 26 окт. 1799 по 5 марта 1800. Весной того года в центр. районах империи свирепствовала засуха, и император, следуя традиц. представлениям о его мироустроительной силе, молил Небо о дожде и обещал амнистии, но лишь после того, как 26 мая таковую получил Хун Лян-цзи, над Пекином разразился обильный дождь.
Оставив о своей ссылке дневник «Или жи цзи» («Илийские ежедневные записи»), краеведческое описание «Тяньшань кэ хуа» («Рассказ гостившего в горах Тяньшань») и приняв псевдоним Гэн-шэн (Возродившийся), Хун Лян-цзи 24 окт. 1800 вернулся домой, а в 1802 стал главой Янчуаньской академии (шу юань) в Цзиндэ пров. Аньхой.
Хун Лян-цзи составил целый ряд историко-краеведческих и географич. сочинений, посвященных отдельным районам Китая. В 1787 он создал и в 1803 опубликовал обширное, в 50 глав (цзюань), географич. описание всей страны «Цянь-лун фу тин чжоу сянь чжи» («Трактат об округах, префектурах, областях и уездах [Китая эпохи] Цянь-лун»). Им были написаны текстологич. сочинения: «Чунь цю Цзо чжуань гу» («Толкование “Весен и осеней с комментарием Цзо”»), «Гунъян Гулян гу и» («Древний смысл [комментариев] Гунъяна и Гуляна [к “Веснам и осеням”]», «Лю шу чжуань чжу лу» («Записи комментариев и примечаний к “Шестикни-жию”») и др. Его поэзия и проза представлена в сборниках: «Цзюань-ши гэ цзи» («Собрание [сочинений] из Дурнишниковой палаты»), «Гэн-шэн чжай цзи» («Собрание [сочинений] из кабинета Возродившегося»), «Фу цзе сюань цзи» («Собрание [сочинений] из облепленного моллюсками домика»). Полное собр. его произведений «Хун Бэй-цзян и цзи» («Собрание [произведений], оставленных Хун Бэй-цзяном»), включавшее 24 наименования, т.е. все, кроме географических описаний провинций, было опубликовано в 1889 в Хубэе его правнуком Хун Юн-цинем.
Важнейшее филос. сочинение Хун Лян-цзи «И янь» («Осмысленные слова»), состоящее из 20 эссе и входящее в сборник «Цзюань-ши гэ цзи», было написано в 1793. Его пафос — опровержение веры в «навей и духов» (гуй шэнъ), «бессмертных» (сянь [1]) и бессмертие (чая шэн бу сы), в чем он пошел дальше своего знаменитого предшественника Ван Чуна (I в.), выступив также против веры в «предопределение» (
мин [1]): «У вшей нет предопределения, откуда ему взяться у человека!»
Наиболее оригинальным достижением Хун Лян-цзи стало выдвижение в этой книге, т.е. на пять лет раньше Мальтуса, принципа постоянного опережения роста численности народонаселения по сравнению с ростом продовольственных, земельных и жилищных ресурсов. Оно не сопровождалось сколь-либо значительными социально-политич., экономич. или правовыми выводами, хотя кит. мыслитель ясно видел в этом гос. проблему. Традиц. представления о естественных производительных силах «неба и земли», порождающих людей и неподвластных правителям (импертор — только «сын Неба», обязанный испытывать к своему «родителю» предельную почтительность), не позволили Хун Лян-цзи прийти к, казалось бы, самоочевидной мысли о возможности гос. контроля над рождаемостью.
Литература:
Дикарев А.Д. Хун Лянцзи — китайский Мальтус? // XIV НК ОГК. М., 1983. Ч. 2; Китайская философия: Энциклопедический словарь. М., 1994. С. 384–385; Кобзев А.И. Китай // История политических и правовых учений XVII-XVIII вв. М., 1989 С. 411–412; Он же. Философия китайского неоконфуцианства. М., 2002. С. 439–440; Петров В.В. К вопросу о периодизации истории китайской литературы XIX — начала XX в. // ТПИЛДВ. М., 1977; Стулова Э.С. Доклад цинского чиновника императору // Из истории традиционной китайской идеологии. М., 1984. С. 271–296; Lung C.F. A Note on Hung Liang-chi — the Chinese Malthus // T`ien Hsia Monthly. Vol. 1. № 3 (Shanghai, 1935). Р. 248–250; Eminent Chinese of the Ch`ing period / Ed. by A.W. Hummel. Vol. 1. Wash., 1943. Р. 373–375.
Ст. опубл.: Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5 т. / Гл. ред. М.Л.Титаренко; Ин-т Дальнего Востока. - М.: Вост. лит., 2006. Т. 1. Философия / ред. М.Л.Титаренко, А.И.Кобзев, А.Е.Лукьянов. - 2006. - 727 с. С. 503-504.