馬祖道一. 707/709, уезд Шифан обл. Ханьчжоу пров. Сычуань, — 13.3.788, гора Шимэнь пров. Цзянси. Чань-буд. (см.
чань-цзун, а также
чань-сюэ,
чань школа) монах и мыслитель, представитель наньюэского (Наньюэ — Южный пик, т.е. Хэншань, — одна из пяти священных вершин) направления, учившийся у ученика
Хуй-нэна Хуй-жана (677–744) и основавший хунчжоускую (Хунчжоу — обл. в уезде Наньчан пров. Цзянси) школу. Единственный в традиции чань-цзун после Хуй-нэна получил почетный титул «патриарх» (цзу), к-рый, будучи присоединенным к его светской фамилии Ма, образовал религ. имя Ма-цзу. Эта необычная адаптация фамилии, а не отказ от нее в пользу «дхармического имени» (фа мин), обосновывалась ссылкой на пророчество, переданное Хуй-нэном Хуй-жану и якобы восходившее к предшественнику
Бодхидхармы, 27-му инд. патриарху буддизма Праджнятаре. Согласно этому предсказанию, «жеребенок будет попирать копытами Поднебесную», т.е. духовно господствовать над людьми, а фамилия Ма букв. означает «лошадь/конь».
Для агиографич. образа Ма-цзу характерны необычная внешность, «походка, как у быка, и взгляд как у тигра», высокий рост и огромная сила, наличие двух признаков/проявлений (сян [2],
санскр. лакшана) великого человека (да жэнь), царя-чакравартина (лунь ван) и будды (фо) — способности дотягиваться кончиком языка до носа и кругов-мандал (маньтуло) на подошвах ног. В юном возрасте Ма-цзу стал послушником в монастыре Архатов (Лохань-сы, см.
лохань) в обл. Цзычжоу (уезд Цзычжун пров. Сычуань) у преподобного (хэ-шан) Тана, идентифицированного с Чу-цзи (648–732/734), а затем получил оконч. постриг у наставника устава-виная (люй-ши) Юаня в обл. Юйчжоу (г. Чунцин). После смерти Чу-цзи он поселился отшельником в скиту на горе Хэншань (пров. Хунань) близ монастыря Передачи дхармы (Чуань-фа-сы), где предавался сидячей медитации (цзо чань) и созерцанию-самадхи (дин, саньмэй) для того, чтобы стать буддой (цзо фо). В 734/735 состоялась его знаменательная встреча с Хуй-жаном, полтора десятилетия подвизавшимся в монастыре Праджни (Божо-сы, см.
божэ), расположенном в той же горной местности. Хуй-жан сравнил усилия Ма-цзу с бесперспективной попыткой отполировать камень до состояния зеркала и указал, что «сердечная основа (синь ди, см.
Синь [1]) содержит семена (чжун [3], санскр. биджа) будды», а «цветы самадхи не имеют проявлений-лакшана». После этого Ма-цзу стал его учеником. По прошествии 10 лет ученичества и после тайного получения «сердечной печати» (синь инь) чаньской традиции он начал самостоятельно проповедовать в пров. Фуцзянь и Цзянси. В последней он снискал особую популярность, добился поддержки властей и наставлял самого наместника, благодаря чему получил прозвище Цзянсийский Ма-цзу. Его окружало множество учеников, число ближайших из к-рых достигло 139. «Тремя великими мужами» (сань да ши) из них стали Бай-чжан
Хуай-хай (720–814), Си-тан Чжи-цзан (735–814) и Нань-цюань Пу-юань (748–834). Посмертно в годы Юань-хэ (806–820) он был канонизирован и высочайше пожалован титулом Да-цзи чань-ши (Чаньский наставник Великой безмятежности/нирваны, см.
непань).
Ма-цзу, опираясь прежде всего на
«Жу Лэнцзя цзин» («Ланкаватара-сутра») и используя даос. традицию, довел до логического конца теорию и практику чань-буддизма, утверждая, что «собственное сердце и есть будда», «все видимые формы (сэ,
санскр. рупа) видятся сердцем» и «вне сердца нет другого будды, а вне будды нет другого сердца», т.е. все живое изначально наделено «природой будды» (фо син), благодаря чему приобщение к Пути-дао (см.
Дао) и «небесной истине» (тянь чжэнь) может происходить «естественно» (
цзы жань), спонтанно и в обыденной обстановке в форме «мгновенного просветления» (
дунь у), а не длительно и постепенно посредством особой религ. практики или погружения в канонич. лит-ру. Он первым стал использовать громкий крик (хэ [4]) как стимулятор просветления. Его парадокс. методы наставления доходили до грубых физич. воздействий, связанных с причинением неожиданной и сильной боли.
Творчество Ма-цзу нашло отражение в составленном учениками собр. его бесед и проповедей «Ма-цзу Дао-и чань-ши юй лу» («Записи речей Чаньского наставника Ма-цзу Дао-и»), или «Да-цзи чань-ши юй лу» («Записи речей Чаньского наставника Великой безмятежности/нирваны»), и «Ма-цзу Дао-и чань-ши гуан лу» («Расширенные записи [речей] Чаньского наставника Ма-цзу Дао-и»). Имеются его франц. (C. Despeux, 1980), англ. (B. Lievens/J.F. Pas, 1987) и рус. (А.А. Маслов, 2000) переводы. Оно было включено в составленную монахом И-цзаном в 1139 важнейшую антологию речей сорока с лишним Чаньских наставников эпох Тан и Сун «Гу цзунь су юй лу» («Записи речей почтенных мужей древности», цз. 1) и «Сы цзя юй лу» («Записи речей четырех учителей», цз. 1). Биографич. сведения о Ма-цзу изложены в «Тан гу Хунчжоу Кай-юань-сы Шимэнь Дао-и чань-ши та мин» («Надгробная эпитафия почившему [в эпоху] Тан [на горе] Шимэнь Чаньскому наставнику Дао-и из монастыря Раскрытия первоначала в Хунчжоу») Цюань Дэ-юя (759–818), во вводной части «Записей речей Ма-цзу», «Сун гао сэн чжуань» («Предания о достойных монахах, [составленные в эпоху] Сун») Цань-нина (919–1001), «Цзу тан цзи» («Собрание [записей из] Зала патриархов», 952) и «Цзин-дэ чуань дэн лу» («Записи о передаче светильника [годов] Цзин-дэ [1004–1007]», 1004) Дао-юаня.
Источники:
Басо но гоёку (Записи речей Ма-цзу) / Ред. и коммент. Ивия Ёситаки. Токио, 1984; Речи Патриарха Ма // Малявин В.В. Книга мудрых радостей. М., 1992, с. 72–81; Речения Мацзу // Письмена на воде / Пер. с кит., исслед. и коммент. А.А. Маслова. М., 2000, с. 499–522; Entretiens de Mazu / Tr. par C. Despeux. P., 1980; The Recorded Sayings of Ma-Tsu / Tr. by B. Lievens, J.F. Pas. N.Y., 1987; Sun-Face Buddha: The Teachings of Ma-Tsu & the Hung-Chou School of Ch’an / Tr. by Cheng Chien Bhikshu. 2001.
Литература:
Дюмулен Г. История Дзэн-буддизма. Индия и Китай. СПб., 1994, с. 175–181; Судзуки Д.Т. Очерки о дзэн-буддизме. Ч. 1–3. СПб., 2002–2005, указ.; Чжунго фо-цзяо (Китайский буддизм). Кн. 2. Шанхай, 1989, с. 217–218.
Ст. опубл.: Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5 т. / Гл. ред. М.Л.Титаренко; Ин-т Дальнего Востока. - М.: Вост. лит., 2006 – . Т. 2. Мифология. Религия / ред. М.Л.Титаренко, Б.Л.Рифтин, А.И.Кобзев, А.Е.Лукьянов, Д.Г.Главева, С.М.Аникеева. - 2007. - 869 с. С.523-524.