曾國藩, Цзэн Цзы-чэн, Цзэн Бо-хань, прозв. Ди-шэн. 26.11.1811, Байянпин в Сянсяне (совр. уезд Шуанфэн) пров. Хунань, – 12.3.1872, Нанкин.
Цзэн Го-фань Полит. и воен. деятель, подавлявший восстание тайпинов (1850-1866) и «факельщиков» (нянь-цзюнь
捻, 1853–1868), возглавлявший политико-идеологическое «движение [за усвоение] заморских дел» (ян у юньдун) и «самоусиление» (цзы цян), сановник с титулом маркиза (хоу [3]), мыслитель, ученый и литератор. Происходил из бедной крестьянской семьи. В 1832 получил первую ученую степень сю цай, в 1838 высшую цзинь ши (см.
Кэ цзюй) и в том же году был принят в
Ханьлинь академии. В 1849 стал одним из руководителей Ведомства церемоний, затем занимал высшие посты в других ведомствах. Посланный в 1852 проводить гос. экзамены в пров. Цзянси, с полпути вернулся на родину для соблюдения траура по умершей матери, однако уже в нач. след. года получил высочайший указ заняться в своей пров. Хунань организацией отрядов самообороны для защиты от тайпинов и создал более боеспособную, чем регулярные войска, хорошо вооруженную Хунаньскую армию (Сян
湘 цзюнь), численность которой доходила до 50 000 бойцов и которая стала провозвестником региональных армий будущих милитаристов. В борьбе с повстанцами использовал как сухопутные, так и водные войска, в частности, 25.2.1854 сформировал флотилию из 240 судов с пятью тыс. моряков. В 1860 назначен наместником (цзун-ду) пров. Цзянcу, Аньхуй и Цзянси и уполномоченным по борьбе с тайпинами на юге страны. Его младший брат генерал Цзэн Го-цюань
荃 (1824-1890) 19.7.1864 захватил Нанкин, которым повстанцы владели 11 лет, что привело к смерти их лидеров
Хун Сю-цюаня и
Хун Жэнь-ганя и в конечном счете подавлению восстания. За эту победу Цзэн Го-фань получил титул маркиза первого класса - Решительного и храброго (И-юн-хоу
毅勇侯), чего впервые удостоился гражданский чиновник, а также назначение попечителем наследника престола (тай-цзы тай-бао). В 1864 восстановил провинциальные гос. экзамены в Нанкине и учредил в Аньцине (пров. Аньхуй) официальную типографию для переиздания наиболее значимой классики, пригласив в качестве редакторов известных ученых Ван Ши-то
汪士铎 (1802-1889), Мо Ю-чжи
莫友芝 (1811-1871) и др. С 1865 он - вновь наместник Цзянсу, Аньхуй и Цзянси, а с 1868 – столичной пров. Чжили (совр. Хэбэй). Оставаясь приверженцем традиционного мировоззрения, веря в молитвы и заклинания, гадания и геоманитию (фэн шуй), например, связывая свой карьерный рост с удачным расположением могилы предка, вместе с тем как прагматик и практицист выступил с инициативой закупки на Западе военной техники и ее воспроизводства в Китае, заимствования «заморской» науки и технологии. На основе собственного опыта организации первого современного арсенала в Аньцине (1861) и по рекомендации (1863) первого китайского выпускника американского университета, инженера Жун Хуна
容闳 (1828-1912) основал со своим выдвиженцем и соратником
Ли Хун-чжаном в 1865 в Шанхае Главное производственное управление Цзяннани (Цзяннань чжицзао цзун цзюй; Цзяннань – Южное заречье – земли к югу от Янцзы), ведавшее арсеналом и оружейным заводом. Полагал, что «путь к самоусилению страны заключается в строительстве современных судов» (меморандум трону от 17.10.1868), поэтому под его личным надзором в 1868 с построенной в Шанхае верфи спустился на воду и отправился в Нанкин первый в Китае крупный параход. Все это в целом явилось важнейшим вкладом в техническое перевооружение страны. Летом 1871 он расследовал грозивший обернуться войной кровавый бунт против французских миссионеров в Тяньцзине, пошел на уступки суровым требованиям Франции, подвергся общественному осуждению и был отправлен в Нанкин. 18.8.1871 вместе с Ли Хун-чжаном подал доклад о посылке студентов за границу. На след. год это предложение было принято и первые 120 человек отбыли в США, но Цзэн Го-фань уже скончался, получив посмертный титул князя Культурной Правильности (Вэнь-чжэн-гун).
Солидаризируясь со столпами официального
неоконфуцианства Тан Цзянем (1778-1861) и маньчжуром
唐鉴 Во Жэнем (1804-1871) в верном следовании «учению о принципе» (ли сюэ)
Чэн И -
Чжу Си, он, однако, разделял нек-рые положения альтернативного «учения о сердце» (синь сюэ [1])
Лу Цзю-юаня -
Ван Ян-мина на основе общей традиции Цзы Сы –
Мэн-цзы. Считал «искренность» (
чэн [1]) «суверенным владыкой» (чжу цзай) и источником изменений всей тьмы вещей (
у [3]) во вселенском «пространстве - времени» (
юй чжоу), тем, «благодаря чему небо (
тянь [1]) и земля не убывают, государства выстаивают, а благодатные (
дэ [1]) свершения/кармы (
е [1]) достойных людей могут увеличиваться и длиться». Обосновывая древнюю теорию «небесного предопределения» (тянь мин), утверждал, что «принцип (
ли [1]) и пневма (
ци [1]) зависят друг от друга, а предопределение (
мин [1]) действительно владычествует над началом дарований», являясь «основой пяти моральных устоев (у лунь; см.
Сань ган у чан)», приводящей к «богатству и знатности, успешности и известности» («Сюнь
训 син мин ли лунь» - «Теоретические суждения, толкующие природу и предопределение»). Учение (сюэ) - это «восстановление [индивид.] природы» (фу син, см.
Син [1]) с помощью провозглашенных в
«Да сюэ» «выверения вещей» (
гэ у) и обретения искренности помыслов (чэн и)» («Да Лю Мэн-жун
刘孟容 шу» - «Ответное письмо Лю Мэн-жуну»). Роль отдельной личности велика: «если сердца одиного-двух людей направлены к долгу/справедливости (
и [1]), то и массы с ними устремляются к долгу/справедливости, а если сердца одного-двух людей направлены к пользе/выгоде (ли [3]), то и массы с ними устремляются к пользе/выгоде» («Юань цай» - «Обращение к истоку таланта»).
Цзэн Го-фаньКак писатель, поэт, литературовед и филолог Цзэн Го-фань был в XIX в. лидером неоклассицистского Тунчэнского течения (Тунчэн пай; от назв. академии в г. Тунчэн пров. Аньхуй), возникшего в XVIII в., наследовавшего идеи
Хань Юя и стремившегося «изящной словесностью (
вэнь) выражать Путь-
дао» (вэнь и цзай дао), т.е. включавшего в категорию вэнь канонические, исторические и философские трактаты. Поскольку среди таковых первое место занимал канон
«Чжоу и» («Чжоуские/Всеохватные перемены»), свою литературоведческую теорию Цзэн Го-фань построил на его категориях, прежде всего «четырех символах» (
сы сян). Ратуя за «древнюю классичность» (гу я) и стиль «древних письмен» (
гувэнь), вместе с тем признавал его неразрывную связь с антиподом – стилем «параллелизмов и пар» (пяньли), который затем пропагандировали
Чжан Бин-линь и
Лю Ши-пэй. Отстаивая литературные прерогативы полуискусственного письменного языка
вэньянь перед стихийным напором разговорного
байхуа, прибегал к грамматическим нововведениям, определяя иероглиф в именной функции как «знаменательное слово в реальном употреблении», а в глагольной – как «знаменательное слово в служебном употреблении».
В кон. XIX – нач. XX в. Цзэн Го-фань стал объектом резкой критики антицински настроенных реформаторов и революционеров.
Сунь Ят-сен называл его «рабом маньчжуров». После свержения монархии в 1911, напротив, консерваторы и традиционалисты объявили его труды классикой, поскольку он умел удачно сочетать пропаганду исконно китайской (ханьской) культуры со службой маньчжурскому двору и освоением западных достижений. После образования КНР Цзэн Го-фань получил крайне негативную оценку как палач народного восстания тайпинов, став персоной нонграта и в советской китаистике. С началом реформ его историческая роль подверглась радикальному пересмотру, что выразилось в выпуске в свет с 1985 многотомного «Полного собрания сочинений Цзэн Го-фаня» («Цзэн Го-фань цюань цзи») и публикации в 1992 редактором этого издания
Тан Хао-мином трехтомного романа «Цзэн Го-фань». В такой переоценке ценностей сложился актуально значимый образ сильного и талантливого человека из низов, поднявшегося на интеллектуальную и социальную высоту и внесшего значительный вклад в модернизацию Китая.
Цзэн Го-фаньЦзэн Го-фань написал или составил ок. 40 произведений. Организовал выпуск многих научных изданий, в частности «Цзянсу цзянь фу
减赋 цюань ань
案» («Полный отчет о снижении налогообложения в Цзянсу», 1866) и «Цзянси цюань шэн юй
舆ту» («Изображения земель всей провинции Цзянси», 15 цзюаней, 1868). Посмертно его соч., доклады, письма и отдельные высказывания сведены в «Цзэн Вэнь-чжэн-гун цюань цзи» («Полное собр. [соч.] Цзэна – князя Культурной Правильности», 174 цзюаня, 1876), «Цзэн Вэнь-чжэн-гун цзя шу» («Семейные письма Цзэна – князя Культурной Правильности», 10 цзюаней, 1876), «Цзя сюнь
训» («Семейные наставления», 2 цзюаня, 1876), «Шоу шу жи цзи» («Собственноручные дневниковые записи», 40 т., 1909),
«Цзэн Ху чжи бин юй лу» («Записи высказываний Цзэн [Го-фаня] и Ху [Линь-и]
胡 林翼 об управлении войсками / военном деле», 1911), «Цзэн Вэнь-чжэн-гун цзя
嘉 янь чао
钞» («Набросок собрания удачных изречений Цзэна – князя Культурной Правильности», 1916), «Цзэн Вэнь-чжэн-гун сюэ ань» («Отчет об учении Цзэна – князя Культурной Правильности», 1925), «Цзэн Вэнь-чжэн-гун цзи вай вэнь» («Собрание неофициальных текстов Цзэна – князя Культурной Правильности», 1 цзюань, 1929).
Источники:
«Цзэн Вэнь-чжэн-гун цюань цзи» («Полное собр. [соч.] Цзэна – князя Культурной Правильности») / Ред. Ван Дин-ань. Шанхай, 1928; Цзэн Го-фань ши вэнь цзи (Собрание стихов и прозы Цзэн Го-фаня). Шанхай, 1934; Цзэн Го-фань. Цзин ши бай цзя цза чао (Разные наброски о канонич., историч. и филос. [лит-ре]). Т. 1-4. Шанхай, 1948; Цзэн Го-фань вэй кань синь гао (Неизданные письма и рукописи Цзэн Го-фаня) / Сост. Цзян Ши-жун. Пекин, 1959; Цзэн Го-фань цюань цзи (Полное собр. Соч. Цзэн Го-фаня). Цзя шу (Семейная переписка) / Сост., ред. Дэн Юнь-шэн.. Кн. 1, 2. Чанша, 1985; то же. Жи цзи (Дневниковые записки) / Ред. Сяо Шоу-ин и др. Кн. 1-3. Чанша, 1987-1989; то же. Цзоу гао (Рукописи докладов) / Ред. Ляо Хай-тин, Тан Цзэн-ле, Фэй Чан-гэн и др.. Кн. 1-9. Чанша, 1987-1991; то же. Ду шу лу (Записи по прочтении книг). Чанша, 1989; то же. Шу синь (Письма) / Ред. Инь Шао-цзи и др. Кн. 1, 2. Чанша, 1990, 1991; Цзэн Го-фань вэй кань ван лай хань гао (Неизданные рукописи реляций, отправленных и полученных Цзэн Го-фанем). Чанша, 1986; Цзэн Го-фань цзя шу (Семейная переписка Цзэн Го-фаня) / Ред. Чжун Шу-хэ. Чанша, 1989; Tseng Kuo Fan. A Monograph on Painting Portraits of Sages and Philosophers // Morgan E. A Guide to Wenli Styles and Chinese Ideals. Shanghai, London, 1912.
Литература:
Голыгина К.И. Теория изящной словесности в Китае. М., 1971, с. 91-99; Кит. философия. Энц. словарь М., 1994, с. 424-424; Илюшечкин В.П. Крестьянская война тайпинов. М., 1967; Лян Ци-чао. Ли Хун-чжан, или Политическая история Китая за последние 40 лет. СПб., 1905; Непомнин О.Е. История Китая: Эпоха Цин. М., 2005, указ.; Новая история Китая. М., 1972, указ.; Ван Дин-ань. Сян цзюнь цзи (Записки о Хунаньской армии). Нанкин, 1889; он же. Цзэн Вэнь-чжэн-гун ши люэ (Очерк деяний Цзэна – князя Культурной Правильности). Тайбэй, 1973; Ван Кай-юнь. Сян цзюнь чжи (Трактат о Хунаньской армии). Кн. 1-4. Чэнду, 1886; Вэй Юнь-гун. Цзяннань чжицзао цзюй цзи (Записки о Производственном управлении Цзяннани). [Б.м.], 1905; Ли Шу-чан. Цзэн Вэнь-чжэн-гун нянь пу (Погодичная биография Цзэна – князя Культурной Правильности). Тайбэй, 1971; Цзян Син-дэ. Цзэн Го-фань чжи шэнпин цзи шие (Жизнь и деятельность Цзэн Го-фаня). Шанхай, 1948; Hail W.J. Tsêng Kuo-fan and the Taiping Rebellion. L., 1927; Porter J. Tseng Kuo-fan's Private Bureaucracy. Berkeley (Cal.), 1972; Têng Ssŭ-yü. Tsêng Kuo-fan // Eminent Chinese of the Ch’ing Period / Ed. By A.W. Hummel. Vol. 2. Washington, 1944, p. 751-756; Wright M.C. The Last Stand of Chinese Conservatism: The T'ung-сhih Restoration, 1862–1874. Stanford, 1957.
Ст. опубл.: Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5 т. / гл. ред. М.Л. Титаренко; Ин-т Дальнего Востока. — М. : Вост. лит., 2006–. Т. 5. Наука, техническая и военная мысль, здравоохранение и образование / ред. М.Л. Титаренко и др. — 2009. — 1055 с. С. 910-912.