太極 Рис.1Великий предел. Категория китайской философии, выражающая идею предельного состояния бытия, антонимичная категории
у цзи — «отсутствие предела», «беспредельное» или «предел отсутствия/небытия». Общий для обоих антонимов иероглиф
цзи [2] несет понятие предела (высшей и гл. позиции или степени), охватывающее два смысла: край (оконечность, полюс, конец крыши) и центр. Термин
тай цзи первые встречается в
«Чжоу и» («Си цы чжуань»), где сказано, что изначальные и универсальные «перемены (
и [4]) имеют
тай цзи», из к-рого путем последовательного удвоения рождаются сначала «два образца» —
инь–ян, «четыре символа» (
сы сян), «восемь триграмм» (
гуа [2]), а затем все сущее (см.
рис. 1).
Древнейшая комментаторская традиция трактует
тай цзи в этом исходном употреблении как синоним
тай чу (Великого начала),
тай-и (Великого единого) и
дао, т.е. обозначение исходно-целостного, хаотическинедифференцированного состояния мирообразующей «пневмы» (
ци [1]), и в то же время как конец пракосмического единства, начало космогенеза и его причину, что позволило первым христианским миссионерам (иезуитам, особенно Ж. Буве, XVII–XVIII вв.) увидеть тут понятие Бога.
Ян Сюн (I в. до н.э. — I в. н.э.), чтобы подчеркнуть безмерность и непостижимость истоков бытия, заменил
тай цзи альтернативным понятием
тай сюань — «Великая тайна», которому посвятил специальное сочинение — «Канон Великой тайны» («Тай сюань цзин»). Мыслители филос. течения
сюань-сюэ (учение о таинственном), в т.ч.
Ван Би (III в. н.э.),
тай цзи отождествляли с «отсутствием/небытием». Кун Ин-да (VI–VII вв.) в противоположность Ван Би и его единомышленникам объяснил суть
тай цзи с помощью понятия
юань ци — «изначальная пневма».
В основополагающем для
неоконфуцианства лапидарном трактате «Изъяснение плана Великого предела» («Тай цзи ту шо»)
Чжоу Дунь-и (XI в.) сопряг
тай цзи с понятием
у цзи, восходящим к
«Дао дэ цзину» и укоренившимся в
даосизме, где оно выражает нерасчлененную и неисчерпаемую первозданность как «отсутствие/небытие предела» («беспредельное», аналог древнегреч. апейрона) или «предел отсутствия/небытия». Представив космогенез следствием движения самого
тай цзи, Чжоу Дунь-и положил начало трактовке последнего в кит. традиц. науке как «генотипа», или «преднебесной» (
сянь тянь), априорной программы мировых трансформаций.
Лу Цзю-юань (XII в.) истолковал антонимичное сопряжение
у цзи и
тай цзи в качестве последовательности — первичного и вторичного соответственно (по модели «Дао дэ цзина»: «наличие/бытие рождается из отсутствия/небытия»), а
Чжу Си (XIII в.) — как сущностное тождество. По Чжу Си,
тай цзи есть совокупность всех «принципов» (
ли [1]), единая и одновременно присутствующая в каждом человеке и каждой вещи, подобно отражению луны во всякой водной поверхности.
Фэн Ю-лань (XIX–XX вв.) усмотрел в этой трактовке аналог идеи Блага у Платона и Перводвигателя у Аристотеля. Согласно Ли Гуан-ди (XVII – XVIII вв.),
тай цзи – это «[индивидуальная] природа (
син [1]) неба (
тянь [1]) и земли», т.е. космоса как целого. В XX в.
Сунь Ят-сен использовал термин
тай цзи как своеобразную анаграмму (с общим иероглифом
тай) для передачи западного понятия «эфир» (
итай), тем самым на новом уровне вернувшись к его древней идентификации с «изначальной пневмой» в стиле Кун Ин-да.
Рис.2Как элемент общеметодологического «учения о символах и числах» (см.
Сяншучжи-сюэ)
тай цзи имеет не только смысловую, но и изобразительную ипостась, т.е. выступает в качестве визуального символа, известного в трех различных видах:
1) пустого (белого) круга, выражающего тождественность
тай цзи и
у цзи;
2) круга, разделенного на две половины и три концентрич. пояса, зеркально противоположных друг другу по пустотности и заполненности (белизне и черноте) центральносимметричных элементов, и, видимо, представляющего собой соединение закругленных до полукруга триграмм (
гуа [2]) Ли [8] (огонь, солнце,
ян [1]) и Кань (вода, луна,
инь [1]) (см.
рис. 2), что выражает признание
тай цзи следующим после
у цзи этапом космогенеза, внутри к-рого уже произошло разделение
инь [1] и
ян [1].
Рис.3Первый и второй виды идентифицируются соответственно с верхним и расположенным под ним кругами «Плана Великого предела», т.е. диаграммы, «изъяснением» к к-рой является трактат Чжоу Дунь-и (см.
рис. 3, 4).
Рис.4Прототипами этой диаграммы, соединяющей двоичную модель
инь–ян с пятеричной моделью
у син (пяти элементов/фаз), отсутствовавшей в исходном для
тай цзи тексте «Чжоу и», были аналогичные мироописательные схемы, сложившиеся в даос. алхимич. традиции: «У цзи ту» («План беспредельного» или «План предела отсутствия/небытия») даос. наставника Чэнь Туаня (ок. X в.), «Тай цзи сянь тянь чжи ту» («Преднебесный план Великого предела»), входящий в
«Дао цзан» («Сокровищницу дао») из даос. трактата, созданного не позднее середины VIII в., «Шан фан да дун чжэнь юань мяо цзин ту» («Планы чудесного канона высочайшего и величайшего проникновения в истинное начало»);
3) к Чэнь Туаню также восходит получивший наибольшее распространение и мировую популярность третий вид изображения
тай цзи в форме круга, состоящего из двух различно окрашенных «запятых», «рыб» или кругов, знаменующих собой циркуляцию роста и упадка с взаимным переходом в противоположность двух мировых сил —
инь [1] и
ян [1], а также их внедренность друг в друга, представленную инородными точечными вкраплениями в их «головах».
Диаграмма Чэнь Туаня под названием «Сянь тянь тай ту» («План преднебесного Великого предела») носила эзотерич. характер и не имела широкого хождения, однако была узнана и передана Чжу Си его единомышленником ученым-нумерологом Цай Юань-дином.
Рис.5Чжу Си связал данное изображение, на к-ром круг тай цзи соотнесен со странами света и соответствующими им гексаграммами и триграммами (
гуа [2], см.
рис. 5), с изображением
тай цзи в «плане» Чжоу Дунь-и, сделав эту идентификацию канонической.
рис.6Данная диаграмма, подобно второму виду изображения
тай цзи, осмыслялась как интегральное представление
гуа. При разделении четырьмя диаметрами, равноудаленными друг от друга и от ближайших триграмм, она предстает совокупностью восьми конусообразных секторов, в к-рых соотношение темных и светлых площадей точно соответствуют чертам
инь и
ян в маркирующих эти секторах восьми триграммах. Такое членение диаграммы Чэнь Туаня (см.
рис. 6), названной «Гу тай цзи ту» («Древний план Великого предела»), фигурирует в трактате Ху Вэя (XVII–XVIII вв.) «И ту мин бянь» («Высветляющее рассмотрение планов „Перемен“»).
Рис.7,8,9У Лай Чжи-дэ (XVI–XVII в.) в сочинении «Чжоу и цзи чжу» («„Чжоуские перемены“ с собранием комментариев»), или «И цзин лай чжу ту цзе» («„Канон перемен“ с комментариями Лая и разъяснением планов»), представлена диаграмма, объединяющая третий вид изображения
тай цзи с первым (см.
рис. 7). Расположенный в центре пустой круг Лай Чжи-дэ определил как «первосущность» (букв. «коренное тело» —
бэнь ти) Великого предела. В произведении Хуан Юань-бина (XX в.) «И сюэ жу мэнь» («Введение в ицзинистику») аналогичная диаграмма (см.
рис. 8) названа «Цзинь тай цзи ту» («Современный план Великого предела»). Там же и в других диаграммах
тай цзи, определяемый как «коренное число» (
бэнь шу), или «единица» (
и [2]), «представляющее как
инь [1], так и
ян», изображен в виде черного круга в отличие от пустого круга, представляющего «безóбразный образ»
(у сян чжи сян)
у цзи.
Рис.10По утверждению Хуан Юань-бина, как «магический крест» «Хэ ту» («План [из Желтой] реки»), так и магический квадрат «Ло шу» («Письмена [из реки] Ло») (см.
Хэ ту, ло шу) оба суть символы (
сян [1]) Великого предела, однако традиционной является идентификация двух «планов» «Тай цзи ту» и «Хэ ту». В основе этой идентификации лежит общность спиралевидной структуры, к-рую демонстрирует стандартное соединение в «Хэ ту» отдельно четных и нечетных чисел (см.
рис. 9) и к-рую Лай Чжи-дэ представил в единой диаграмме (см.
рис. 10) «Тай цзи Хэ ту» («Великий предел и План [из Желтой] реки»).
Рис.11Хотя прототипы подобного S-образного символа (см.
рис. 11) ныне обнаруживаются в древнейших произведениях кит. материальной культуры, восходящих к неолиту (например, в орнаментах на сосудах ху крашеной керамики культуры яншао, IV–II тыс. до н.э.) и имеющих аналоги в культурах майя и инков, его последний (третий) вид был либо выработан, либо рассекречен и распространен в эпоху Сун (X–XIII вв.), видимо, не без влияния буд. мандал. Западные интерпретаторы (М. Гране, за к-рым следовал, в частности, С.М. Эйзенштейн) усматривают в нем фундаментальную для всей мировой культуры схему логарифмической спирали (см.
рис. 12), Н. Бор признал в нем наилучшую иллюстрацию для своего физ. принципа дополнительности. Его совр. изображения фигурируют в широком диапазоне символов и эмблем от флага Южной Кореи до рекламы пепси-колы, а беллетризированный образ проник в новейшую русскую литературу (Пелевин В.О. Священная книга оборотня. М., 2004).
Источники:Чжоу Дуньи. Объяснение схемы Великого Предела // Буддийский взгляд на мир. СПб., 1994, с. 209–213; Ван Тин-сян. Разговор о Великом пределе // Пер. Е.Г. Калкаева // Человек и духовная культура Востока. Вып. 1. М., 2003, с. 98–100.
Рис.12Литература:Голыгина К.И. «Великий предел». Китайская модель мира в литературе и культуре (I–XIII вв.). М., 1995; Еремеев В.Е. Чертеж антропокосма. М., 1993, с. 13–33; Калкаев Е.Г. Категория «Великий предел» в философии Шао Юна // Человек и духовная культура Востока. Вып. 1. М., 2003, с. 105–142; Китайская философия. Энциклопедический словарь. М., 1994, с. 315–316; Кобзев А.И. Происхождение и смысл «Великого предела» // ХХХI НК ОГК. М., 2001; он же. Учение о символах и числах в китайской классической философии. М., 1994; он же. Философия китайского неоконфуцианства. М., 2002, с. 239–240, Указатель; У Цзинь, Ван Юншэн. Сто ответов на вопросы о «Чжоу и». Киев, 2001, с. 159–178; Фэн Юлань. Краткая история китайской философии. СПб., 1998, с. 291–292, 316–317; Ван Хуай. Инь-ян юй тай цзи ту юань-лю тань-си (Исследование происхождения плана Великого предела [в виде] рыб и [сил] инь-ян) // Исюэ юй кэсюэ (Ицзинистика и наука). 2003, № 1, с. 68–77; Гэ Жун-цзинь. Чжунго чжэсюэ фаньчоу ши (История категорий китайской философии). Харбин, 1987, с. 39–57; Ли Дэ-юн. Ван Фу-чжи лунь тай цзи (Ван Фу-чжи о Великом пределе) // Ухань дасюэ сюэбао (Шэхуй кэсюэ бань). 1982, № 6; Чжан Дай-нянь. Чжунго чжэсюэ даган (Основополо-жения китайской философии). Пекин, 1982, с. 25, 38; Чжэн Вань-гэн. Тай цзи // Чжунго чжэсюэ яньцзю. 1986, № 3 Huang Siu-chi. The Concept of T`ai-chi (Supreme Ultimate) in Sung Neo-Confucian Philosophy // JCP. 1974. Vol. I, № 3–4, p. 275–294; Robinet L. The Place and Meaning of Taijī in Taoist Sources Prior to the Ming Dy-nasty // HR. 1990. Vol. 29, № 4, p. 373–411.
Автор: Кобзев А.И.
Ст. опубл.: Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5 т. / Гл. ред. М.Л.Титаренко; Ин-т Дальнего Востока. - М.: Вост. лит., 2006. Т. 1. Философия / ред. М.Л.Титаренко, А.И.Кобзев, А.Е.Лукьянов. - 2006. - 727 с. С. 424-428.
Тай цзи — «высшее начало», «Великий предел». В китайской космологии, мифологии и натурфилософии одно из основополагающих понятий. В космологич. представлениях 2-й пол. I-го тыс. до н.э.
тай-цзи выступает в качестве исходной точки возникновения тьмы вещей, всей вселенной. В
«Чжоу и» («Си цы-чжуань» — «Комментарий привязанных афоризмов» говорится:
тай цзи рождает две (элементарные) формы (силы
инь–ян), к-рые рождают четыре (вторичные) формы (сильное и слабое
инь, сильное и слабое
ян), порождающие восемь
гуа (небо, пар, огонь, гром, ветер, вода, гора, земля; см.
Ба гуа). Комментарии, написанные в III и VII вв. н.э., поясняют, что
тай цзи рождает две элементарные формы, ибо бытие непременно начинается в небытии.
Тай цзи существовал до разделения неба и земли, когда первоначальная жизненная энергия (эфир) находилась в смешанном (хаотичном) состоянии и была единой, т.е. являлась «Великим началом», «Великим единством (
тай и)». Отождествление
тай цзи с
Тай и, с одним из высших божеств, объектом поклонения и жертвоприношений в древнем, а затем в танском (VIII в. н.э.) Китае непосредственно связывает
тай цзи с мифологией.
Дальнейшее развитие концепция
тай-цзи получила в ср. века у сунских неоконфуцианцев, особенно у
Чжоу Дунь-и (1017–1073),
Шао Юна (1011–1077),
Лу Цзю-юаня (1139–1193) и
Чжу Си (1130–1200). Интерпретация и изложение Чжу Си понятия
тай цзи завершили его разработку. Независимо от возникновения при этом расхождения между трактовкой «Чжоу и» у Чжоу Дунь-и и у Чжу Си в обоих направлениях
тай цзи является праначалом космогонич. процесса, создавшего всю вселенную, включая человека. В своем графическом выражении понятие
тай цзи широко распространилось в нар. верованиях и мифологии, где самостоятельно либо чаще вместе с восемью триграммами стало частью картин-талисманов, оберегающих людей от нечистой силы. Очень часты изображения символов
тай цзи вместе с фигурами мифических персонажей или животных; они встречаются в орнаменте тканей и одежды, а также на монетах. Понятие и эмблема
тай цзи проникли также и в соседние страны Дальнего Востока, в особенности в Японию (тайкёку).
Источники: И цзин (Каноническая книга перемен) // Шисань цзин чжу шу. Т. 2. Пекин, 1957, с. 388–389.
Литература: Алексеев В.М. Китайская народная картина. М., 1966;
Сычев Л.П., Сычев В.Л. Китайский костюм. Символика. История. Трактовка в литературе и искусстве. М., 1975;
Williams C.A.S. Outlines of Chinese Symbolism and Art Motives. Shanghai, 1941.
Автор: Кучера С.
Ст. опубл.: Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5 т. / Гл. ред. М.Л.Титаренко; Ин-т Дальнего Востока. - М.: Вост. лит., 2006 – . Т. 2. Мифология. Религия / ред. М.Л.Титаренко, Б.Л.Рифтин, А.И.Кобзев, А.Е.Лукьянов, Д.Г.Главева, С.М.Аникеева. - 2007. - 869 с. С.605-606.