司馬光, Сыма Цзюнь-ши. 1019, Шаньчжоу уезда Ся (совр. пров. Цзянси), — 1086. Историк, философ, политич. мыслитель, гос. деятель. Был идейным вождем т.н. старой партии (
цзю дан) — группировки, противодействовавшей реформам
Ван Ань-ши. Гл. создатель
неоконфуцианства Чжу Си причислял Сыма Гуана к самым выдающимся мыслителям эпохи Сев. Сун (960–1127) — «шести учителям» — наряду с
Шао Юном,
Чжоу Дунь-и,
Чэн И,
Чэн Хао и
Чжан Цзаем. Из семьи крупного сановника, в 1038 получил высшую ученую степень
цзинь ши. Занимал высокие правительств. посты, был членом академии
Ханьлинь. Осн. соч. — историч. труд «Цзы чжи тун цзянь» («Всеобщее зерцало, управлению помогающее»), написанный в соавторстве с Лю Шу, Лю Бинем и Фань Цзу-юем, охватывает события с 403 до н.э. по 960 н.э. и носит назидательно-утилитарный характер. Гл. филос. труд — «Тай сюань чжу» («Резюмирующий комментарий к „[Канону] Великого сокровенного“», толкование на произв.
Ян Сюна, I в. до н.э. — нач. I в. н.э.). Соч. Сыма Гуана сведены в сб. «Сыма Вэньчжэн-гун цзи» («Собрание произв. Сыма — князя Культурной правильности»), «Цзи гу лу» («Записи об учебе у древности») и др.
Натурфилос. воззрения Сыма Гуана складывались под влиянием учения Ян Сюна. Считал Небо (
тянь [1]) гл. управляющим природным началом, «отцом тьмы вещей», награждающим за подчинение его «предопределению» (
мин [1]) и наказывающим за попытки уклониться от него («Сыма Вэнь чжэн-гун цзи», цз. 74). «Небесное предопределение» (
тянь мин) тождественно человеч. «[индивидуальной] природе» (
син [1]), в к-рой смешаны добро и зло и к-рая не может быть изменена («Тай сюань чжу», гл. «Сюань хэн» — «Взвешивание сокровенного»). В обл. учения о познании Сыма Гуан основывался на толковании понятия
гэ [
2] («различение, выверение»), входящего в бином
гэ у («различение/выверение вещей»; см.
У [3]) из конф. памятника
«Да сюэ», как «защиты» (
хань [
2]), «обороны» (
юй [
8]) сознания от внеш. вещей: это помогает выходу в сферу «чистого мышления» (
цзин сы) и постижению
дао; эталон мудрости — «духовное сердце» (
шэнь синь; см.
Шэнь [1];
Синь [1]) древних «совершенномудрых» (
шэн [1]) правителей.
Как политич. мыслитель считал необходимым постоянное нравств. совершенствование правителей и моральное воздействие на них конф. ученых. Благосостояния и спокойствия в стране древние правители достигали тем, что не изменяли законов предков, поэтому задача приближенных — оказывать поддержку государю в делах управления, а не заниматься преобразованиями. Реформы — практич. воплощение идей «низких людей» (
сяо жэнь; см.
Цзюнь цзы), стремящихся к выгоде, что противоречит конф. идеалу «долга/справедливости» (
и [1]). Оспаривал программу реформ Ван Ань-ши с позиций защиты интересов частных земельных собственников, богатых торговцев и предпринимателей. Осуждал стремление реформаторов обогатить казну без увеличения налогов, за счет крупных торговцев. Доказывал взаимозависимость зажиточных и неимущих слоев населения: «богатые дают бедным взаймы, чтобы разбогатеть, бедные берут в долг у богатых, чтобы жить... они живут, поддерживая друг друга». Исходя из этого, выступал против системы гос. ссуд.
«Цзы чжи тун цзянь» Сыма Гуана был прокомментирован
Чжу Си. Указ. труд стал образцом для последующих историков-конфуцианцев, напр. Ли Тао (XII в.), написавшего «Сюй Цзы чжи тун цзянь чан бянь» («Материалы, продолжающие „Всеобщее зерцало, управлению помогающее“»), Би Юаня (XVIII в.), ред. и составителя «Сюй Цзы чжи тун цзянь» («Продолжение „Всеобщего зерцала, управлению помогающего“»), и др.
Источники: Сыма Гуан. Цзы чжи тун цзянь (Всебщее зерцало, управлению помогающее). Пекин, 1956.
Литература: Лапина З.Г. Политическая борьба в средневековом Китае (40–70-е годы XI в.). М., 1970, с. 201–204, 223–230, 265 и сл.
Ст. опубл.: Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5 т. / Гл. ред. М.Л.Титаренко; Ин-т Дальнего Востока. - М.: Вост. лит., 2006. Т. 1. Философия / ред. М.Л.Титаренко, А.И.Кобзев, А.Е.Лукьянов. - 2006. - 727 с. С. 400.