康僧會. ?–280.
Кан Сэн-хуй Буд. монах из юго-вост. гос-ва У периода Троецарствия (220–280), переводчик, комментатор буд. сутр, знаток конф. канонов, пропагандист примирения
конфуцианства и
буддизма. Согласно «Гао сэн чжуани» («Жизнеописания достойных монахов», VI в.), его предки были родом из Хорезма, дед перебрался в Индию, отец-торговец — в Аннам (территория совр. Вьетнама). В 247 Кан Сэн-хуй прибыл в Цзянье (на территории совр. Нанкина пров. Цзянсу), где впоследствии в его честь была выстроена буд. пагода Цзяньчу-сы, первая в районе к югу от р. Янцзы. Гл. соч. основаны на переводах санскр. источников: «У пинь» — «Добродетели при династии У» (в буд. сб. «Ли дай сань бао цзи» — «Записки о трех сокровищах буддизма [на протяжении] всех эпох» фигурирует под назв. «Сяо пинь божэ» — «Праджня малых добродетелей»), «Лю ду цзи цзин» — «Шесть ступеней [спасения] в собрании сутр». Кан Сэн-хую принадлежат также комментарии и предисловия к ряду ранних переводов буд. сутр. Нацеливал адептов буддизма на «успокоение разума» посредством подавления чувственных «страстей» с помощью дыхательной и медитативной практики психорегулирования. В буд. духе интерпретировал конф. понятие жэнь дао («путь гуманности»; см.
Жэнь [2]), настаивал на изучении
«Чжоу и» и
«Ши цзина», в к-рых усматривал разъяснение буд. истин.
Источники:
Хуэй-цзяо. Жизнеописания достойных монахов (Гао сэн чжуань) / Пер. М.Е. Ермакова. Т. 1. М., 1991, с. 110–116.
Ст. опубл.: Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5 т. / Гл. ред. М.Л.Титаренко; Ин-т Дальнего Востока. - М.: Вост. лит., 2006. Т. 1. Философия / ред. М.Л.Титаренко, А.И.Кобзев, А.Е.Лукьянов. - 2006. - 727 с. С. 275.