Потерпела ли поражение Синьхайская революция?
Републикация статьи 1976 [14].
Итак, цель нашей революции - добиться счастья для Китая[1] Сунь Ят-сен Аннотация: Статья оспаривает устоявшиеся к 1970м гг. в советской историографии представления о поражении Синьхайской революции. По мнению автора, революция победила, ибо радикально решила первейшую историческую задачу - уничтожила гнёт маньчжурской династии и саму империю, бывшую серьёзнейшим препятствием на пути развития Китая. Синьхайская революция произошла в условиях углубления социальной революции, а вызванные ею сдвиги в социально-политической сфере оказались необратимыми. Даже политическая раздробленность в Китае после Синьхайской революции, как ни парадоксально, объективно способствовала резкому ускорению прогресса экономической, политической и духовной жизни. В кажущемся общественном хаосе постепенно (но в исторических масштабах - в достаточно краткие сроки) вызревали экономические, политические и идеологические центростремительные силы, которые могли вернуть Китаю единство, но уже на новой исторической основе.
В советской историографии, так много уделяющей внимания изучению
Синьхайской революции, сложилось устойчивое представление о её поражении. Об этом говорится в "Новой истории Китая" (автор данного раздела Е.А. Белов, отв. ред. С.Л. Тихвинский), в "Истории Китая с древнейших времен до наших дней" (автор - С.Л. Тихвинский, отв. ред. Л.В. Симоновская и М.Ф. Юрьев), в недавно вышедшей монографии Г.В. Ефимова "Буржуазная революция в Китае и
Сунь Ят-сен. 1911-1913 гг." и во многих других работах. На наш взгляд, этот вывод пока ещё не является бесспорным.
Большие сомнения вызывает аргументация названных авторов, разъясняющих свою позицию. Если бы они исходили из взятой в качестве эпиграфа формулы Сунь Ят-сена, то их выводы сомнений вызвать не могли - Синьхайская революция не сумела "добиться счастья для Китая", это очевидно. Но марксистские историки, анализируя судьбы буржуазной революции, оперируют, естественно, другими понятиями, другими аргументами. Приведем эту аргументацию: "Китай по-прежнему остался под гнетом империализма и феодализма, антиимпериалистические и антифеодальные задачи не были решены"[11, с.525]; "Синьхайская революция не смогла покончить с засильем феодальных и полуколониальных порядков в Китае" [10, 246]; "Главные устои старого общества и полуфеодальные отношения, полуколониальный режим сохранились бее изменений" [9, 360] и т.п.
В приведенной аргументации вызывает прежде всего сомнение нерасчлененность социально-экономических и политических задач революции и полное преобладание именно социальных аспектов революции. Однако при такой нерасчлененности и таком преобладании неправомочна, по нашему мнению, сама постановка вопроса о победе иди поражении Синьхайской революции, а речь может идти лишь о завершенности или незавершенности социальной революции в Китае. Применительно же к Синьхайской революции как революции политической (имеющей, конечно же, и реальное социальное содержание
[2]) можно и должно ставить вопрос о ее победе или поражении.
[3] И в этом случае ответ нам представляется иным - Синьхайская революция победила, ибо она самым радикальным образом решила первейшую историческую задачу, стоявшую перед страной - ликвидировала маньчжурскую монархию и тем самым не только освободила Китай от ненавистного гнета иноземной династии, но и уничтожила деспотическую империю, являвшуюся серьезнейшим препятствием на пути социального прогресса.
Причем победа Синьхайской революции происходила в обстановке продолжавшей углубляться социальной революции, начатой за несколько десятилетий до этого вторжением иностранного капитала и "открытием Китая" (К. Маркс). Развитие социальной революции было к этому времени отнюдь еще не завершено. В.И. Ленин следующим образом разъяснял термин
завершение буржуазной революции: "Если его употребляют в широком смысле, то под ним разумеют решение объективных исторических задач буржуазной революции, "завершение" её, т.е. устранение самой почвы, способной родить буржуазную революцию, завершение
всего цикла буржуазных революций. В этом смысле, например, во Франции буржуазно-демократическая революция
завершена была лишь 1871 годом (а начата в 1789 г.). Если же употребляют слово в узком смысле, то имеют в виду революцию отдельную, одну из буржуазных революций, одну из "волн", если хотите, которая бьёт старый режим, но не добивает его, не устраняет почвы для следующих буржуазных революций. В этом смысле революция 1848 года в Германии была "завершена" в 1850 году или в 50-х годах, нисколько не устранив этим почвы для революционного подъема 60-х годов. Революция 1789 года во Франции была "завершена", окажем, в 1794 году, нисколько не устранив этим почвы для революции 1830, 1848 годов".[I, с.246-247]
Приведенная выше аргументация является основной, главной, но для некоторых авторов не единственной. Так, Г.В. Ефимов, отметив неспособность китайской буржуазии (и революционной, и либеральной) взять власть в свои руки, пишет: "На смену реакционному маньчжурскому режиму пришла власть милитаристов, неспособная к исторически прогрессивным действиям"[9, с.360]. Дополняя основную формулировку о сохранении "без изменений" главных устоев старого общества, это замечание существенно важно, ибо рассматривает главный вопрос всякой революция - вопрос о власти. Однако, по нашему мнению, данная формулировка "не работает" в нужном для автора направлении, ибо неточно определяет изменения в структуре власти в результате революции. Бэйянские милитаристы не сумели придти "на смену" маньчжурскому деспотизму, они лишь формально контролировали общекитайское правительство, а фактически общекитайская государственность распадалась. Власть милитаристов действительно была неспособна к "исторически прогрессивным действиям", но это не означало сохранения "без изменений" прежней ситуации, ибо новая власть была неспособна и подавить "исторически прогрессивные действия" новых социальных сил и тем самым существенно отличалась от маньчжурского деспотизма. Региональные милитаристские режимы имели сходное социальное "происхождение" с прежним деспотическим режимом, но были, безусловно, не только уменьшенными, но и существенно ослабленными его копиями. Имевшая место, таким образом, дезинтеграция свидетельствовала как о том, что Синьхайская революция как бы подытожила предшествующие социальные сдвиги, так и о том, что она разрушила прежнюю надстройку в её наиболее существенных компонентах. Можно сказать, что ликвидация деспотической империи, отличавшейся определенным единством как надстроечных, так и базисных факторов, вызвала глубокий социально-политический поворот в жизни Китая. Глубину этого переворота нельзя недооценивать, ибо последовавшее за Синьхайской революцией десятилетие убедительно свидетельствовало об огромном масштабе той "очистительной" работы, которую она проделала. Отметим хотя бы такие факты:
во-первых, провал неоднократных попыток реакционных сил реставрировать монархию в той или иной форме;
во-вторых, невиданный прежде рост производительных сил, неизвестный прежде темп углубления и расширения капиталистической эволюции;
в-третьих, бурный рост политической активности новых социальных сил, приведший к концу указанного десятилетия к «движению 4 мая», к образованию компартии и реорганизации Гоминьдана;
в-четвертых, необычайная активность духовной жизни китайского народа, рост его национального самосознания, быстрое распространение передовых идей, в том числе и марксизма.
Всесильная деспотическая империя в течение долгого времени была тормозом общественного прогресса, политическая сила этой империи обернулась для Китая экономическим бессилием, общей отсталостью, которая в конце концов обрекла страну на жалкое полуколониальное положение. Теперь же, после Синьхайской революции, свалившей вековой деспотизм, политическая раздробленность (как это ни парадоксально!) объективно благоприятствовала на данном историческом этапе и в данных обстоятельствах резкому ускорению прогресса экономической, политической и духовной жизни. Это ускорение вело к тому, что постепенно (но в исторических масштабах - в достаточно краткие сроки) в кажущемся общественном хаосе вызревали экономические, политические и идеологические центростремительные силы, которые могли вернуть Китаю единство, но уже на новой исторической основе. Именно под влиянием Синьхайской революции, в результате её победы постепенно вызревают противоречия нового Китая с империализмом и старыми, традиционными социальными силами внутри страны. Эти противоречия, на ваш взгляд, и не могли выявиться и тем более обостриться в условиях господства маньчжурского деспотизма.
Они фактически и не обострились настолько, чтобы наложить свой отпечаток на объективные задачи революции и сказаться весомо на лозунгах её руководителей. И поэтому, как нам представляется, вряд ли справедливо критиковать руководителей Синьхайской революции за недостаточный радикализм её аграрных лозунгов или за непонимание необходимости борьбы с империализмом. Гораздо справедливее было бы подчеркнуть революционную последовательность и решительность Сунь Ят-сена и его соратников в их бескомпромиссной и героической борьбе с деспотизмом и монархизмом. Тем более, что изменения в социально-политической сфере Китая, вызванные Синьхайской революцией, оказались необратимыми.
"И ещё вчера стоял величаво на глиняных ногах огромный деспотический колосс восточной монархии, повелевая и распоряжаясь народами, - писала 5 ноября 1911 г., в первые дни китайской революции большевистская газета "Звезда", - сегодня он почти уже повергнут в прах. А этот вчерашний молчаливый, понурый, всем покорный раб провозгласил под боевые клики восставшего и победившего народа – федеративную республику - и, может быть, мы накануне действительного чуда: Россия будет граничить на расстоянии 10 тысяч верст с республиканским государством".[цит. по 9, с.358-359] И чудо свершилось, свершилось беспримерное в Азии событие - на развалинах китайской империи была провозглашена республика! Синьхайская революция победила
. При анализе этих событий важно учитывать и оценку современника Синьхайской революции, пристально приглядывавшегося к разворачивавшейся в Китае политической борьбе - В.И. Ленина. Уже в феврале 1912 г. он писал, что "
победила китайская демократия".[подчеркнуто нами; 2, с.160] В классической работе "демократия и народничество в Китае" Ленин говорит о представителях "боевой и
победоносной китайской демократии, которая завоевала себе республику".[подчеркнуто нами; 3, с.400] В статье "Обновленный Китай" он подчеркивает, что "четыреста миллионов отсталых азиатов добились свободы".[4, 189] В статье "Исторические судьбы учения Карла Маркса" отмечается необратимый характер происшедших в Китае перемен в ходе революции.[5, с.3] а в "Тезисах по национальному вопросу" сказано, что в политическом отношении Россия является отсталой страной по сравнению с "республиканским Китаем".[6, с.315]. Мы далеко не исчерпали высказывания В.И. Ленина аналогичного порядка, а вот о поражении китайской революции в его работах речь никогда не идёт!
Все вышесказанное заставляет нас усомниться в бесспорности сложившихся в устоявшихся в нашей историографии представлений о поражении Синьхайской революции.
Литература 1. Ленин В.И. Заметки публициста. ДОС, т. 19.
2. Ленин В.И. Орган либеральной рабочей политики. ДОС, т. 21.
3. Ленин В.И. Демократия и народничество в Китае. ПСС, т. 21.
4. Ленин В.И. Обновленный Китай. ПСС, т. 22.
5. Ленин В.И. Исторические судьбы учения Карла Маркса. ПСС, т. 23.
6. Левин В.И. Тезисы по национальному вопросу. ПСС.
7. Ленин В.И. Как запугивают народ капиталисты? ПСС, т. 32.
8. Драбкин Я.С. Нерешенные проблемы изучения социальных революций // Историческая наука и некоторые проблемы современности. М., 1969.
9. Ефимов Г.В. Буржуазная революция в Китае и Сунь Ят-сен /1911-1913 гг./ Факты и проблемы. М., 1974.
10. История Китая с древнейших времен до наших дней. Симоновская Л.В., Юрьев М.Ф., отв. ред. М., 1974.
11. Новая история Китая. М., 1972.
12. Симония Н.А. Страны Востока: пути развития. М., 1975
13.
Сунь Ятсен. Избранные произведения. Изд. 2-е, исправленное и дополненное. М., 1985.
14. Меликсетов А.В. Потерпела ли поражение Синьхайская революция? // Общество и государство в Китае. VII н.к. Тезисы и доклады. Т.2. М., 1976.
Ст. опубл.: Меликсетов А.В. Потерпела ли поражение Синьхайская революция? // Синьхайская революция и республиканский Китай: век революций, эволюции и модернизации. Сборник статей. – М.: Институт востоковедения РАН. – 312 с. С. 34-40.
- ↑ Из речи Сунь Ят-сена "Три народных принципа и будущее Китая" от 21.12.1906 [13].
- ↑ «Всякий политический переворот, - писал В.И. Ленин, - если это не смена клик, есть социальная революция…» [7, с.120].
- ↑ Подробнее о соотношении понятий социальная и политическая революция см. в работах Я.С. Драбкина [8] и Н.А. Симония [12].