董仲舒, 190 или 179 до н.э., Гуанчуань (совр. уезд Хэншуй пров. Хэбэй), — 120 или 104 до н.э.
Дун Чжун-шуКит. философ и гос. деятель, «Конфуций эпохи Хань» (206 до н.э. — 220 н.э.), придавший
конфуцианству характер гос. идеологии, один из лидеров «школы канонов в современных знаках» (цзиньвэньцзин-сюэ; см.
Цзин-сюэ). Происходил из знатной семьи. Был министром и инициатором введения основанных на конф. канонах гос. экзаменов на чиновничьи должности, положил начало экзаменационной системе (кэ цзюй) — важнейшему социально-идеологич. институту кит. гос-ва вплоть до начала ХХ в. Преподавал в императорской высшей школе, был учителем основоположника кит. историографии
Сыма Цяня (II—I вв. до н.э.). Идейное наследие Дун Чжун-шу представлено собранием 82 философских и социально-политич. эссе, названным составителями «Чунь цю фань лу» («Обильные росы “Вёсен и осеней”»), а также включенными в посвященную Дун Чжун-шу гл. 56 «Истории [династии] Хань» (
«Хань шу») тремя докладами о небе и человеке («Тянь жэнь сань цэ»).
Дун Чжун-шу создал в рамках конфуцианства высокоразвитую натурфилософию, в к-рой использовал идеи
даосизма и
иньян-цзя. По Дун Чжун-шу, все в мире происходит из «первоначала» («первопричины» — юань [1]), аналогичного «Великому пределу» (
тай цзи), состоит из «пневмы» (
ци [1]) и подчиняется неизменному
дао. Действие дао проявляется прежде всего в последовательном возобладании противоположных сил
инь - яни циркуляциях «взаимопорождающих» и «взаимопреодолевающих» «пяти элементов» (
у син). Впервые в китайской философии двоичная и пятеричная классификационные схемы — инь – ян, у син — были сведены Дун Чжун-шу в единую систему, охватывающую весь универсум. «Пневма» наполняет небо и землю как незримая вода, в к-рой человек подобен рыбе. Он — микрокосм, до мельчайших деталей аналогичный макрокосму (небу и земле) и непосредственно с ним взаимодействующий. Подобно моистам (см.
Мо-цзя), Дун Чжун-шу наделял небо (
тянь [1]) «духом» (
шэнь [1]) и «волей» (и [3]), к-рые оно, не говоря и не действуя (
у вэй), проявляет через государя, «совершенномудрых» и природные знамения.
Решая фундаментальную для конфуцианства проблему «[индивидуальной] природы» (
син [1]) человека, Дун Чжун-шу выдвинул три новые идеи. 1) Подчиняясь универсальному дуализму сил инь–ян, человеческая природа делится на добротворную (ян [1]) природу и злотворную (инь [1]) чувственность (цин [2]). 2) «Добро» (шань [1]) как атрибут человеч. «природы» имеет относит. характер: человеч. «природа» может считаться «доброй» в сравнении с природой птиц и зверей, но не с «природой» «совершенномудрых»; у «совершенномудрых» «природа» иная, чем у «средних» людей, у последних — иная, нежели у «ничтожных». 3) «Добро» потенциально присуще человеч. «природе», к-рая от рождения обладает «добрым началом»: «Человеч. природа подобна рису на корню, добро — рису в зерне». Признание актуальной нейтральности изначальной человеч. «природы» сближает Дун Чжун-шу с
Конфуцием, оценка ее как потенциально «доброй» — с
Мэн-цзы, а упор на социализацию как фактор формирования «добра» в человеке — с
Сюнь-цзы. В последнем пункте Дун Чжун-шу сомкнулся со своими политич. противниками — легистами (см.
Легизм), одобрив их метод наград и наказаний как необходимую фазу инь [1] наряду с морально-духовным воздействием фазы ян [1].
Дун Чжун-шу признавал существование двух видов судьбоносного «предопределения» (
мин [1]): исходящего от природы «великого предопределения» и исходящего от человека (общества) «изменяющегося предопределения». Историю Дун Чжун-шу представлял как циклич. процесс, состоящий из трех этапов («династий»), символизируемых цветами — черным, белым, красным — и добродетелями — «преданностью» (чжун [2]), «почтительностью» (
сяо ти), «культурой» (
вэнь). Отсюда Хэ Сю (II в.) вывел историософское «учение о трех эрах», популярное вплоть до
Кан Ю-вэя (XIX — нач. XX в.).
Важным этапом в развитии конфуцианства стала принадлежащая Дун Чжун-шу целостная онтолого-космологич. интерпретация общественно-гос. устройства, основанная на учении о взаимном «восприятии и реагировании неба и человека» (тянь жэнь гань ин). По Дун Чжун-шу, не «Небо следует дао», как у
Лао-цзы, а «дао исходит из Неба», являясь связующим звеном между небом, землей и человеком. Наглядное воплощение данной связи — иероглиф ван [1] («государь»), состоящий из трех горизонтальных черт (символизирующих триаду небо–земля–человек) и пересекающей их вертикали (символизирующей дао). Соответственно постижение дао — главная функция государя. Фундамент общественно-гос. устройства составляют «три устоя» (
сань ган), производные от неизменного, как небо, дао: «Правитель является устоем для подданного, отец — для сына, муж — для жены». В этом небесном «пути государя» (ван дао) первый член каждой пары знаменует собой господствующую силу ян [1], второй — подчиненную силу инь [1]. Подобная конструкция, близкая к позиции
Хань Фэя (III в. до н.э.), отражает сильное влияние легизма на социально-политич. взгляды ханьского и более позднего офиц. конфуцианства.
Источники:
Дун-цзы вэнь цзи (Собрание литературных творений мудреца Дуна) // ЦШЦЧ. Шанхай, 1937; Лай Янь-юань. Чунь цю фань лу цзинь чжу цзинь и («Чунь цю фань лу» с совр. коммент. и пер.). Тайбэй, 1986; Су Юй. Чунь цю фань лу и чжэн ( «Чунь цю фань лу» в обоснованном осмыслении). Пекин, 1996; Дун Чжуншу. О небе и человеке. О познании / Пер. М.Л. Титаренко // Антология мировой философии. Т. 1. Ч. 1. М., 1969; Он же. Чунь цю фань лу / Пер. А.С. Мартынова // Древнекитайская философия. Эпоха Хань. М., 1988: Lectures chinoises № 1. Peking, 1945. Р. 1–17; Chan Wing-tsit. A Source Book in Chinese Philosophy. Princ; L., 1963. Р. 271–288; Gassmann R.H. Tung Chung-shu Ch`un-ch`iu Fan-lu: Üppiger Tau des Frühling-und-Herbst-Klassik-ers: Übersetzung und Annotation der Kapitel eins bis sechs. Bern, 1988.
Литература:
Быков Ф.С. Учение о первоэлементах в мировоззрении Дун Чжуншу // Китай, Япония. История и филология. М., 1961; Гране М. Китайская мысль. М., 2004. С. 385–390; Шестакова Т.Г. К вопросу о философской основе исторической концепции конфуцианства // Из истории китайской философии: становление и основные направления (даосизм, буддизм, неоконфуцианство). М., 1978; Чжоу Фу-чэн. Лунь Дун Чжун-шу сысян (Об идеях Дун Чжун-шу). Шанхай, 1962; Bujard M. La vie de Dong Zhongshu: énigmes et hypothèses // Journal asiatique. 1992. Vol. 280. № 1–2. Р. 145–217; idem. Le Sacrifice au Ciel dans la Chine ancienne. Thйorie et pratique sous les Han occidentaux. P., 2001; Franke О. Studien zur Geschichte des Konfuzianischen Dogmas und der chinesischen Staatsreligion: das Problem des Tsch’un-ts’iu und Tung Tschung-schu’s Tsch’un-ts’iu fan-lu. Hamb., 1920; Pokora T. Notes on New Studies on Tung Chung-shu // Archiv Orientбlni. 1965. Vol. 33; Queen S.A. From Chronicle to Canon: the Hermeneutics of the Spring and Autumn Annals, according to Tung Chung-shu. N.Y., 1996; Yao Shan-yu. The Cosmological and Anthropological Philosophy of Tung Chung-shu // JNCBRAS. 1948. Vol. 73.
Ст. опубл.: Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5 т. / Гл. ред. М.Л.Титаренко; Ин-т Дальнего Востока. - М.: Вост. лит., 2006. Т. 1. Философия / ред. М.Л.Титаренко, А.И.Кобзев, А.Е.Лукьянов. - 2006. - 727 с. С.254-256.