孝悌, или
сяо ди — «сыновняя почтительность (благочестие) и почитание старшего брата». Категории конфуцианской этики (см.
Конфуцианство). Понятие
сяо [
1] — «сыновняя почтительность (благочестие)» встречается еще в
«Шу цзине», где Чжоу-гун применяет его в качестве определения одного из непременных свойств человека. В
«Лунь юе» (V в. до н.э.) сочетание
сяо ти толкуется как «корни гуманности (
жэнь [2])» (I, 2) и гарант соблюдения обществ. установлений (II, 21). В оппозиционном конфуцианству памятнике
«Мо-цзы» (V–III вв. до н.э.)
сяо [
1] — доставление «пользы/выгоды» (
ли [
3]) исключительно старшим родственникам и исходящая из этого ущербная любовь.
«Дао дэ цзин» возможность «возвращения народа к сыновней почтительности и милосердию» связывает с решительным отказом от «гуманности» и «долга/справедливости» (
и [1]) как факторов деградации мира (§ 19). Легист
Хань Фэй (III в. до н.э.) усматривал в «сыновней почтительности» внутр. стимулятор заботы о благосостоянии родителей. В даос. соч.
«Тай пин цзин» (I–VI вв.) человек как «сын Неба и Земли» объявляется «непочтительным сыном» (
бу сяо) в том случае, если он не стремится к гармонии с природой и служению ей (цз. 114). В последующей конфуцианской традиции получил распространение тезис об «управлении/врачевании Поднебесной посредством сыновней почтительности», к-рая рассматривалась как гл. задача обучения и воспитания, осн. идеологический устой об-ва.
Ст. опубл.: Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5 т. / Гл. ред. М.Л.Титаренко; Ин-т Дальнего Востока. - М.: Вост. лит., 2006. Т. 1. Философия / ред. М.Л.Титаренко, А.И.Кобзев, А.Е.Лукьянов. - 2006. - 727 с. С. 423.