陰陽家 «школа, [исходящая из категорий]
инь-ян». Одна из шести основных филос. школ древнего Китая, по классификации Сыма Таня и
Сыма Цяня (
«Ши цзи» , II в. до н.э.), специализировавшаяся в натурфилософско-космологич. и оккультно-нумерологич. (см.
Сяншучжи-сюэ) проблематике. Время возникновения иньян-цзя и состав ее представителей, видимо первоначально астрономов-астрологов и уроженцев северо-восточ. приморских царств Ци и Янь, точно не установлены. Не сохранилось ни одного сколько-нибудь развернутого текста этой школы, о ее идеях можно судить лишь по их фрагментарному изложению в «Ши цзи»,
«Чжоу и»,
«Люй-ши чунь цю» и нек-рых др. памятниках. Центр. концепции иньян-цзя — универсального дуализма сил инь-ян и цикличности взаимодействий «пяти элементов», или фаз (
у син [1]), — легли в основу всей онтологии, космологии и вообще традиц. духовной культуры и науки Китая (в особенности астрономии, медицины и оккультных искусств). Вероятно, до сер. I тыс. до н.э. концепции инь–ян и «пяти элементов», выражающие различные классификационные схемы — двоичную и пятеричную, развивались в раздельных оккультных традициях — «небесной» (астрономо-астрологич.) и «земной» (мантико-хозяйствен ной). Во 2-й пол. I тыс. до н.э., обретя филос. статус, эти концепции слились в единое учение, что по традиции считается заслугой единственного известного ныне крупного представителя иньян-цзя —
Цзоу Яня (IV–III в. до н.э.), хотя в сохранившихся свидетельствах о его взглядах нет следов концепции инь-ян. Цзоу Янь распространил концепцию «пяти элементов» на историч. процесс, представляемый кругообразной сменой их главенства в качестве «пяти благодатей» (у дэ). Впервые как единое учение, охватывающее все стороны универсума, концепции инь-ян и «пяти элементов» представлены в философии
Дун Чжун-шу (II в. до н.э.), к-рый интегрировал идеи иньян-цзя в
конфуцианство, развив и систематизировав т.о. его онтолого-космологич. и методологич. базис. В дальнейшем натурфилософский компонент иньян-цзя нашел продолжение в конф. «школе текстов новых письмен» (см.
Цзин-сюэ) и
неоконфуцианстве, а религиозно-оккультный — в связанной с
даосизмом практич. деятельности гадателей, прорицателей, магов, алхимиков и целителей.
Источники:
Сыма Цянь. Исторические записки (Ши цзи) Т. VII / Пер. Р.В.Вяткина. М., 1996, с. 168-171; Chan Wing-tsit (tr.). A Source Book in Chinese Philosophy. Princ. (N.Y.); L., 1963. Р. 244–250.
Литература:
Быков Ф.С. Зарождение общественно-политической и философской мысли в Китае. М., 1966; Китайская философия: Энциклопедический словарь. М., 1994. С. 138-139; Рубин В.А. Концепции у-син и инь ян // Рубин В.А. Личность и власть в древнем Китае. М., 1993; Фэн Юлань. Краткая история китайской философии. СПб., 1998. С. 153–166; Чжао Цзи-бинь. Инь ян у син сюэпай дэ дайбяо — Цзоу Янь (Цзоу Янь — представитель школы инь ян и «пяти элементов ») // Чжунго чжэсюэ ши яньцзю. 1985. № 2; Fung Yu-lan. A History of Chinese Philosophy. Vol. 1. Princ, 1952. Р. 159–169. Vol. 2. 1953. Р. 7–16; Graham A.C. Yin/Yang and the Nature of Correlative Thinking. Singapour, 1986; Needham]. Science and Civilization in China. Vol. 2. Camb., 1956. Р. 232–278.
Ст. опубл.: Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5 т. / Гл. ред. М.Л.Титаренко; Ин-т Дальнего Востока. - М.: Вост. лит., 2006. Т. 1. Философия / ред. М.Л.Титаренко, А.И.Кобзев, А.Е.Лукьянов. - 2006. - 727 с. С.272-273.