春秋 «Вёсны и осени». Один из конфуцианских канонов (
цзин [1]; см.
Цзин-сюэ,
«Ши сань цзин»). Погодичная хроника древнекитайского царства Лу, охватывающая события с 722 по 481/479 до н.э. Назв. выражает идею циклизма («порождающие» вёсны и «пожинающие» осени), закрепленную в терминологич. обозначении жанра
чунь цю как хронологич. записей (ср.
«Янь-цзы чунь цю»). В «Мэн-цзы» (IV–III вв. до н.э.; см.
Мэн-цзы),
«Ши цзи» (II–I вв. до н.э.) и
«Хань шу» («Книга [об эпохе] Хань», I в.) создателем «Чунь цю» объявлялся
Конфуций, до года смерти к-рого (479 до н.э.) там искусственно доведено изложение событий. «Ши цзи» (разд. «Тайши-гун цзы сюй») уточняет, что Конфуций отредактировал текст т.о., чтобы «можно было судить [о событиях с т.зр.] благопристойности (
ли [2]) и должной справедливости (
и [1])», делать заключения о поведении «правителей прошлых эпох» и соблюдении ими «принципов
дао» (
дао и). Текст «Чунь цю» представляет собой скупую фиксацию фактов и не содержит каких-либо оценок. Противоречие между таким характером текста и его канонич. статусом каноноведческая традиция снимает тезисом о том, что в «Чунь цю» оценки деяниям историч. персонажей и им самим в соответствии с исконными ценностями
конфуцианства даются посредством использования или неиспользования определенных иероглифов (напр., для обозначения восшествия на престол, кончины и т.п.; см.
Сыма Цянь).
Возможно, «Чунь цю» восходит к ритуальным записям, предназначавшимся для общения с горним миром (предками), позднее интерпретированным как историография. Предположительно существовала параллельная устная традиция, замененная историзованными комментариями. Последние содержат разъяснения выражений «Чунь цю», причин употребления знаков, дополняют осн. текст и раскрывают смысл зафиксированных в нем событий. Древнейшими комментариями «Чунь цю» считаются
«Гунъян чжуань» («Предание Гунъяна»), «Гулян чжуань» («Предание Гуляна»), относящиеся к текстологической «школе канонов в современных знаках» (см.
Цзин-сюэ) и письменно зафиксированные, согласно традиционной версии, во II в. до н.э., а также
«Цзо чжуань» («Предание Цзо»), гл. памятник «школы канонов в древних знаках», вошедший в оборот традиц. науки в кон. I в. до н.э. — нач. I в. н.э. Эти «Три предания к “Вёснам и осеням”» («Чунь цю сань чжуань») в XIII в. вошли в классический свод конф. лит-ры «Ши сань цзин» («Тринадцать канонов»). Каждый из трех комментариев предваряется канонич. версией текста «Чунь цю», поэтому их полные названия могут переводиться как «„Чунь цю“ с преданиями...» (соответственно Гунъяна, Гуляна и г-на Цзо). В неоконф. каноноведении возобладало мнение гл. основоположника
неоконфуцианства Чжу Си, к-рый считал «Гунъян чжуань» и «Гулян чжуань» объектами собственно каноноведения как средства постижения «должной справедливости и принципа (
ли [1])», хотя и содержащими фактологич. ошибки, а «Цзо чжуань» полагал самым ценным источником с т.зр. полноты и адекватности изложения историч. фактов.
Имеются переводы на англ. (J.Legge, 1861), фр. (S. Couvreur, 1914) и рус. яз. (Н.И.Монастырев, 1876).
Источники: Ши сань цзин чжу шу (Тринадцать канонов с комментариями и толкованиями). Кн. 27–35. Пекин, 1957; Из «Цзочжуани» / Пер. Л.Д. Позднеевой // Хрестоматия по истории Древнего Востока. М., 1963; Цзочжуань (отрывок) /Пер. В.А. Рубина // Музыкальная эстетика стран Востока. М., 1967; Цзо чжуань (цз. 1-6) / Пер. Е.А. Синицына) // Древнекитайская философия. Т. 2. М., 1973; Конфуциева летопись «Чуньцю» («Весны и осени») / Пер., примеч. Н.И.Монастырева.
М., 1999; Legge J. The Chinese Classics. Oxf., L., 1893. Vol. V; Tch’ouen ts’iou et Tso tchouan texte Chinois / Trad. Française par S. Couvreur. T. 1–2. Ho Kien Fu, 1914.
Литература: Деопик Д.В. Некоторые тенденции социальной и политической истории Восточной Азии в VIII–V вв. до н.э. (на основе систематизации данных «Чуньцю») // Китай: традиции и современность. М., 1976;
он же. Опыт количественного анализа древней восточной летописи «Чуньцю» // Математические методы в историко-экономических и историко-культурных исследованиях. М., 1977;
Карапетьянц А.М. «Чуньцю» в свете древнейших китайских источников // Китай: государство и общество. М., 1977;
он же. «Чуньцю» и древнекитайский «историографический» ритуал // Этика и ритуал в традиционном Китае. М., 1988.
Интернет-ресурсы: 春秋 - Chun Qiu - текст на китайском языке.
Ст. опубл.: Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5 т. / Гл. ред. М.Л.Титаренко; Ин-т Дальнего Востока. - М.: Вост. лит., 2006. Т. 1. Философия / ред. М.Л.Титаренко, А.И.Кобзев, А.Е.Лукьянов. - 2006. - 727 с. С. 603-604.