Чжань Юань-мин, Чжань Мин-цзэ, прозвище Гань-цюань. 20.11.1466, Цзюнчэн (совр. пров. Гуандун) — 16.5.1560. Кит. философ-неоконфуцианец, гос. деятель, педагог, член
Ханлинь академии. Происходил из богатой семьи. В 1505 получил высшую ученую степень цзинь ши. Сначала находился в фаворе у императора Ши-цзуна (1521–1566), в 1524 стал главой Гос. университета в Южной столице — Нанкине, в 1533–1540 возглавлял в Нанкине три ведомства: ритуалов, чинов и военное, затем впал в немилость и был объявлен еретиком. Посмертно при новом императоре Му-цзуне (1567–1572) был реабилитирован и удостоен почетного имени Вэнь-цзянь (Культурный и Собранный), отражающего активную педагогич. деятельность, результатом к-рой явились десятки созданных им научно-образовательных академий (шу юань) и тысячи учеников.
В 1494–1500 Чжань Жо-шуй учился у неортодоксального мыслителя Чэнь Сянь-чжана, с 1505 вступил в дружеские отношения с другим новатором —
Ван Ян-мином, с к-рым полемизировал исходя из общих субъективистских, психоцентрических установок, унаследованных от
Лу Цзю-юаня через У Юй-би и его ученика Чэнь Сянь-чжана. В XVI в. филос. школы Ван Ян-мина и Чжань Жо-шуя доминировали в Китае.
Письменное наследие Чжань Жо-шуя составляют произведения трех категорий: 1) представляющие его собств. учение, 2) реконструирующие, разъясняющие и реинтерпретирующие классич. трактаты, включенные в конф. канон, 3) излагающие конф. и неоконф. доктрины (см.
Конфуцианство;
Неоконфуцианство;
«Ши сань цзин»). Важнейшие из них в первой категории — «Синь син шу» («Книга о сердце и природе»), «Синь лунь» («Суждения о новом»); во второй — «Гу вэнь сяо сюэ» («Малое учение в старых письменах», основано на «Малом учении»
Чжу Си и тексте
«Ли цзи», 9 цзюаней, 1533), «Эр ли цзин чжуань цэ» («Выявление канонической и комментаторской [частей] в двух [трактатах о] благопристойности», основано на «Ли цзи» и «И ли», 68 цзюаней, 1536), «Чунь цю чжэн чжуань» («„Весны и осени“» с исправленным комментарием», 37 цзюаней); в третьей — «Шэн сюэ гэ у тун» («Проникновение в учение совершенномудрых о выверении вещей», 100 цзюаней, 1528), «Байша ши цзяо цзе» («Разъяснение поэтических наставлений [Чэнь Сянь-чжана из] Байша», 10 цзюаней). Последнее по времени составления собрание сочинений Чжань Жо-шуя — «Чжань Гань-цюань вэнь цзи» (32 цзюаня), изданное в 1681 и переизданное в 1866.
Собств. философию Чжань Жо-шуй определял как «учение о сердце» (синь-сюэ), к-рое охватывает собой и «учение о принципе» (ли-сюэ) предшествующих неоконфуцианцев. Подобная ассимиляция была основана на серии взаимных идентификаций основополагающих неоконфуцианских категорий, входящих в коррелятивные пары и тройки:
дао и орудия (
ци [2]), надформенное (син эр шан) и подформенное (син эр ся), принцип (
ли [1]) и пневма (
ци [1]), природа (
син [1]) и сердце (
синь [1]) «единотелесны» (и ти; см.
Ти–юн); пневма, природа и принцип «не составляют три взаимных противоположности», сердце, дело (ши [3]) и принцип образуют «совпадающее единство», все вместе не выходя за пределы сердца. Эту всеобъемлемость сердца Чжань Жо-шуй отразил в универсальной мироописательной схеме — «Плане сердца и природы», к-рому посвящен специальный трактат «Синь син ту шо» («Изъяснение плана сердца и природы»), легший в основу более обширного сочинения «Синь син шу» и в первую очередь представленный
Хуан Цзун-си (XVII в.) в посвященном Чжань Жо-шую разделе классич. историко-философского компендиума «Мин жу сюэ ань» («Отчет об учениях конфуцианцев [эпохи] Мин», цзюань 37). Согласно «Изъяснению...» (см. рис.), «сердце, охватывая небо, землю и тьму вещей, выходит за их пределы, а пронизывая небо, землю и тьму вещей, проникает в их середину. Середина и внеш. пределы не разделяются надвое. Небо и земля не имеют внутреннего и внешнего. Сердце также не имеет внутреннего и внешнего». Сущность (ти [1]) сердца — «знание и восприятие» (чжи цзюэ), деятельное проявление (юн [2]; см.
Ти–юн) — «размышление и рассуждение» (сы люй), а его полная сущность (цюань ти) — «доскональное понимание небесных принципов» (тянь ли).
Онтологич. основание этого всеединства — восходящее к «Великой пустоте» (тай сюй)
Чжан Цзая (XIX в.), преисполненное неоформленной, недифференцированной пневмой «пустотное отсутствие/небытие» (сюй у), к-рое в гносеологич. аспекте оборачивается «духовной пустотой/вместимостью» (сюй лин) сердца. Отсюда следует гносеопраксиоло-гич. требование «внутренне проникнуться небесным принципом», т.е. букв. его «телесно знать» (ти жэнь тянь ли), в любых условиях места, времени и состояния, ибо «небесный принцип — это единый великий мозг, являющийся общим (
гун [1]) для тысяч совершенномудрых и высокодостойных», чье учение в свою очередь «коренится в сердце». Обусловленная данной концепцией практика предполагает полное единство знания и действия (
чжи–син).
Источники:
Шэн сюэ гэ у тун (Проникновение в учение совершенномудрых о выверении вещей). Янчжоу, 1533; Чжань Гань-цюань вэнь цзи (Собрание произведений Чжань Гань-цюаня) [Б.м.], [1681] 1866.
Литература:
Китайская философия. Энциклопедический словарь. М., 1994, с. 450–451; Кобзев А.И. Учение Ван Янмина и классическая китайская философия. М., 1983, указатель; он же. Философия китайского неоконфуцианства. М., 2002, указатель; Араки Кэнго. Чжань Жо-шуй и Ван Ян-мин (на яп. яз.) // Тэцугаку нэмпо. 1968, т. 27; Линь Цзи-пин. Гань-цюань сюэ таньцзю юй Ван [Чжань] бицзяо (Исследование учения Чжань Гань-цюаня и его сравнение с Ван [Ян-мином]) // Жэньшэн. 1965, т. 30; Ли Шу-цзэн и др. Чжунго Мин дай чжэсюэ (Китайская философия эпохи Мин). Чжэнчжоу, 2002, с. 351 – 381; Сига Итиро. Ван Ян-мин и Чжань Жо-шуй (на яп. яз.) // Синтося. 1975; Хоу Вай-лу, Цю Хань-шэн, Чжан Ци-чжи. Сун Мин ли-сюэ ши (История конфуцианства [эпох] Сун и Мин). Т. 2. Пекин, 1987, с. 170 – 200; Grimm T. Some Remarks on the Suppression of Shu-yuan in Ming China // International Conference of Orientalists in Japan. Transactions 2, 1957, p. 8–16; Dictionary of Ming Biography. N.Y., L., 1976. Vol. I, p. 36 – 42.
Ст. опубл.: Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5 т. / Гл. ред. М.Л.Титаренко; Ин-т Дальнего Востока. - М.: Вост. лит., 2006. Т. 1. Философия / ред. М.Л.Титаренко, А.И.Кобзев, А.Е.Лукьянов. - 2006. - 727 с. С. 570-572.