傅偉勳, Charles Wei-hsun Fu. 10.1933, Синьчжу (Тайвань).
Фу Вэй-сюньИсследователь кит. религ. и филос. мысли. Окончил филос. факультет Тайваньского ун-та, в 1960 продолжил обучение в Гавайском ун-те (США). Степень д-ра получил в ун-те Иллинойса, преподавал в ун-тах Огайо, Иллинойса и Тайваньском. Проф. Темпльского ун-та (Филадельфия, США). Со 2-й пол. 80-х гг. активно участвует в науч. обмене между КНР и Тайванем под лозунгом «Культурный Китай и кит. культура».
Науч. карьера Фу Вэй-сюня началась с изучения зап. философии и лит-ры; докт. дис. была посвящена сравнительному исследованию аналитич. этики Г.Р. Хэра и экзистенциалистской этики Ж.П. Сартра. Написанная им в 1964 «История зап. философии» («Сиян чжэсюэ ши») выдержала семь изд. В сфере изучения кит. духовной традиции Фу Вэй-сюнь занимается прежде всего сравнительным исследованием антропологии, религ. проблематики
неоконфуцианства и
буддизма в Китае,
чань-буддизма в Китае и Японии. Фу Вэй-сюнь ставит своей задачей не только выработать совр. подход к пониманию кит. духовной традиции, но и создать условия для ее творческого развития в условиях «вызова», брошенного ей зап. философией. По мнению Фу Вэй-сюня, споры неоконфуцианцев с буддистами основывались прежде всего на непроясненности значений многоуровневых понятий, что затрудняло адекватные метафизич. построения. Он определяет глубинное структурное единство конф., даос. и буд. метафизики как «холистич. мультиперспективизм». Во всех трех течениях существовала направленность на «преодоление метафизич. натяжек», снятие филос. противоположностей «субстанции и функции» (
ти–юн), «наличия/бытия и отсутствия/небытия» (
ю–у),материи и духа (интерпретируемых Фу Вэй-сюнем как соответственно категории
у [3] – «вещи» и
синь [1] – «сердце»). Однако реализовалась эта направленность лишь в буддизме махаяны и в
даосизме. Приверженность же
конфуцианства к моральной метафизике с характерной объективацией и абсолютизацией онтологизированного понятия морали (
дао дэ) поставила его на последнее место в этой троице.
Методологией изучения истории кит. философии, по Фу Вэй-сюню, должна быть «творческая герменевтика»: последовательное выявление не только того, что формально сообщается в тексте, что на самом деле имел в виду автор, что он мог бы и что должен был сказать, но и того, что должен сказать по этому поводу сам исследователь как носитель творческого герменевтич. метода. Данная разработка Фу Вэй-сюня по существу представляет собой попытку соединения развитых в кит. традиц. философии методов филологич. исследования и комментирования с зап. теориями (герменевтика Хайдеггера,Оксфордская школа аналитич. философии языка). Принцип взаимодействия культур Китая и Запада Фу Вэй-сюань определяет как «взаимосоотнесенность в качестве и основы, и проявления» (
чжун си ху вэй ти юн), т.е. каждая сторона является для другой «основой» («субстанцией») и «проявлением» («функцией») одновременно. Несмотря на ориентацию Фу Вэй-сюня на буддизм и даосизм, по методологич. подходам он близок представителям третьей («зарубеж.») волны
нового конфуцианства. Среди совр. философов Китая в качестве наиболее значительного Фу Вэй-сюнь неизменно выделяет
Моу Цзун-саня, идеи к-рого оказали на него значительное влияние.
Источники:Фу Вэй-сюнь. Цун сифан чжэсюэ дао шэньфо-цзяо (От западной философии к чань-буддизму). Тайбэй, 1986, (переизд. Пекин, 1989);
он же. Пипань ды цзичэн юй чуаньцзао фачжань (Критическое восприятие и творческое развитие). Тайбэй, 1986.
Ст. опубл.: Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5 т. / Гл. ред. М.Л.Титаренко; Ин-т Дальнего Востока. - М.: Вост. лит., 2006. Т. 1. Философия / ред. М.Л.Титаренко, А.И.Кобзев, А.Е.Лукьянов. - 2006. - 727 с. С. 469-470.