般若學 учение о высшей мудрости (
санскр. праджня,
кит. божэ). Китайское учение махаяны (см.
Буддизм) об одной из шести «переправ» — парамит (
кит. боломидо), позволяющих достичь «другого берега» — нирваны (кит.
непань). Появилось в конце эпохи Вост. Хань (I–III вв.) и было связано с деятельностью монахов — переводчиков парамитской литературы, прибывших в столицу Лоян из гос-ва Юэчжи (Кушанского царства). Среди них наиболее известны Чжи-чэнь (Локакшема), Чжи-лян, Чжи-цян (т.н. «три Чжи» —
сань чжи). Наибольшее распространение это учение получило в Южн. Китае в эпоху Вэй—Цзинь (III–V вв.). Осн. положением
божэ-сюэ было деление вещей на «чувственно воспринимаемые» и «умопостигаемые». Первые относились к материальному миру, вторые — к миру ментальных сущностей, но и те и другие рассматривались как иллюзорные, имеющие одинаково «пустотную» (
кун [1],
санскр. шунья) природу. Наивысшего развития
божэ-сюэ достигло в учении
Сэн-чжао (IV–V вв.), изложенном в его трактате «О пустотности нереального» («Бу чжэнь кун лунь»): «Высшая пустота, которая не рождается [и не умирает], непостижимым образом отображается в глубочайшем зеркале мудрости-праджни и есть предельный источник наличествующих вещей. Тот, кто не обладает высшей силой ума, свойственной мудрецам, не в состоянии постичь духом то, что не наличествует и не отсутствует. Ибо настоящий человек (
чжи жэнь) проникает умом и духом в беспредельное, где его ум недоступен ограничениям, [налагаемым утверждением или опровержением чего-либо], а его зрение и слух обретают способность видеть и слышать без ограничений, налагаемых внешними звуками и формами. Разве это происходит не оттого, что он постиг изначальную пустотность всех вещей и явлений, так что этим вещам уже не под силу обременять собой его абсолютно ясный ум-сознание».
Мнение об общности для этой эпохи понятийного аппарата
буддизма и т.н. «неодаосизма» с его «учением о сокровенном» (
сюань-сюэ) представляется вполне обоснованным. В более поздние эпохи
божэ-сюэ оказало серьезное влияние на различные махаянские школы Китая, в первую очередь на школу
саньлунь (см.
Саньлунь-цзун).
Автор: Ткаченко Г.А.
Ст. опубл.: Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5 т. / Гл. ред. М.Л.Титаренко; Ин-т Дальнего Востока. - М.: Вост. лит., 2006. Т. 1. Философия / ред. М.Л.Титаренко, А.И.Кобзев, А.Е.Лукьянов. - 2006. - 727 с. С. 157.
Течение в китайском буддизме махаяны (
да шэн). В период правления дин. Вэй (220–265) и Цзинь (265–420) было одним из двух (наряду с «учением о медитации/созерцании» — см.
Чань-сюэ и
Чань школа) наиболее влиятельных направлений, получившее распространение гл. обр. на юге Китая. Осн. внимание уделяло изучению и толкованию смысла cутр праджняпарамиты (
божэ боломидо). Стало распространяться после того, как в конце периода правления дин. Вост. Хань (25–220) Чжи-чэнь (Локакшема) перевел «Аштасахасрика-праджняпарамита-сутру» («Дао син божэ цзин» — «Сутра о запредельной премудрости в 8 тысяч шлок») и в Китае получили широкое хождение сутры праджняпарамиты.
В интерпретации первых кит. переводчиков праджняпарамитских сутр весь мир рассматривался как содержащий два аспекта — «чувственное» (сэ) и «сознание» (
синь [1]). Первый, с их т. зр., указывал на материальный мир, второй — на духовный аспект бытия. Считалось, что «чувственное» — иллюзорно, «сознание» тоже не имеет материальной субстанции, собственная природа обоих — «пустота» (кун [1],
санскр. шунья). В «Дао син божэ цзин» говорится: «Иллюзия [пустота] и чувственное [форма] неотделимы друг от друга; чувственное есть иллюзия, иллюзия есть чувственное». Божэ-сюэ слилось с популярным в тот период «учением о сокровенном» (
сюань-сюэ). Впоследствии появилось множество др. переводов праджня-парамитских сутр, выполненных в традиции школы
Кумарадживы и по-разному объясняющих смысл учения о праджне; различие этих толкований послужило основанием для определения этого направления китайского буддизма как «семь учений шести школ» (
лю-цзя ци-цзун); оно получило продолжение и достигло наивысшего развития в учении
Сэн-чжао.
Божэ-сюэ оказало влияние на различные направления кит. махаяны в период правления дин. Нань-бэй-чао (420–589), Суй (581–618) и Тан (618–907), в т.ч. на школу
саньлунь-цзун.
Литература: Тан Юн-тун. Хань Вэй лян Цзинь Нань-бэй-чао фо-цзяо ши (История буддизма в [эпохи] Хань, Вэй, двух Цзинь, Южных и Северных династий). Т. 1–2. Пекин, 1963; Чжунго фо-цзяо (Китайский буддизм). Т. 1. Пекин, 1980.
Авторы: Абаев Н.В., Лепехов С.Ю.
Ст. опубл.: Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5 т. / Гл. ред. М.Л.Титаренко; Ин-т Дальнего Востока. - М.: Вост. лит., 2006 – . Т. 2. Мифология. Религия / ред. М.Л.Титаренко, Б.Л.Рифтин, А.И.Кобзев, А.Е.Лукьянов, Д.Г.Главева, С.М.Аникеева. - 2007. - 869 с. С. 390-391.