«школа [изучения] \"Собрания шастр [махаяны]\"». Сложилась в VI–VII вв. на основе изучения «Махаяна-санграха-шастры» (см.
«Шэ да шэн лунь»). Основателем считается
Парамартха, переводчик «Шастры» на кит. яз. Последователи шэлунь-цзун широко изучали также соч. Васубандху «Абхидхарма-коша-бхашья» («Цзюй шэ лунь», «Апидамо цзюйшэ ши лунь» — «Сокровищница высшего Учения с автокомментарием»), переведенное Парамартхой (ТСД. Т. 29, № 1559) в 22 цз. (см.
Цзюйшэлунь-цзун)
Шэлунь-цзун не являлась школой в полном смысле слова, поскольку в ней не было офиц. линии передачи учения и патриаршества, интерпретации «Шастры» различными наставниками разнились между собой. Учение широко распространилось на Юге благодаря деятельности учеников Па-рамартхи Хуй-кая, Фа-тая, Цао-пи, Дао-ни, Чжи-цзяо и др. Так, Фа-тай распространял учение в Цзянькане (совр. пров. Цзянсу, Нанкин), его ученик Цзин-сун — в Пэнчэне (совр. пров. Цзянсу, Сюйчжоу), Цао-пи — в Цзянду (совр. пров. Цзянсу, Янчжоу). В 590 Дао-ни прибыл в Чанъань, где начал активно проповедовать учение. Приблизительно в это же время Вэнь-ди (581–605) пригласил Тань-цяня в Чанъань читать лекции по «Махаяна-санграха-шастре». Вскоре после этого школа пришла в упа-док. Новый этап в истории школы начался после выполненного Сюань-цзаном (VII в.) перевода «Шастры», считавшегося более совершенным, чем предыдущий. В основанной Сюань-цзаном школе фасян (см.
Фасян-цзун) «Махаяна-санграха-шастра» стала одним из одиннадцати доктринальных текстов, хотя не основным.
Последователи учения шэлунь-цзун составили к тексту «Махаяна-санграха-шастры» многочисл. Комментарии. Была детально разработана имплицитно присутствующая в тексте концепция девятого сознания, под к-рым понималась амала-виджняна (
амоло ши) — чистое, незагрязненное сознание, содержащееся в алая-виджняне (см.
Алайе ши) и являющееся истинной таковостью (бхутататхата,
чжэнь жу) «природы
Будды». Отсюда следовал вывод о наличии «природы Будды» во всех живых существах и их способности стать буддами. Эта идея уже не была новой в кит. буддизме, однако она получила широкое распространение позднее. Учение шэлунь в ряде своих положений сближалось с сев. направлением
дилунь-цзун, с к-рым впоследствии объединилось.
Источники:
Асанга. Компендиум махаяны (Махаяна-сампариграха-шастра) // Торчинов Е.А. Введение в буддологию. Курс лекций. СПб., 2000, с. 252–267.
Литература:
Тан Юн-тун. Хань Вэй лян Цзинь Нань бэй чао фо-цзяо ши (История буддизма [в эпохи] Хань, Вэй, двух Цзинь, Южных и Северных династий. Т. 1–2. Пекин, 1983; Paul D.Y. The Structure of Consciousness in Paramaartha’s Purpoyted Trilogy // PEW. Vol. 31 No. 3 (July 1981).
Ст. опубл.: Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5 т. / Гл. ред. М.Л.Титаренко; Ин-т Дальнего Востока. - М.: Вост. лит., 2006 – . Т. 2. Мифология. Религия / ред. М.Л.Титаренко, Б.Л.Рифтин, А.И.Кобзев, А.Е.Лукьянов, Д.Г.Главева, С.М.Аникеева. - 2007. - 869 с. С. 755-756.