наст. имя – Гунарата (
кит. Боломото
波羅末陀, Чжэнь-ди
眞諦,
санскр. Paramārtha). 499, гос-во Уджаяни (Удджайн), Зап. Индия, — 569, Гуанчжоу. Буддийский миссионер, последователь учения йогачары (юйцзя-цзун) в интерпретации Васубандху (Ши-цинь), считается основателем школ
шэлунь-цзун и
цзюйшэ-лунь. Наряду с
Ань Ши-гао,
Кумарадживой и
Сюань-цзаном — один из четырех крупнейших переводчиков буд. лит-ры на кит. яз. Его жизнь в Китае складывалась непросто вследствие политич. нестабильности в стране на рубеже юж. династий Лян (502–557) и Чэнь (557–589).
В молодости изучал брахманизм, буддизм хинаяны (
сяо шэн) и махаяны (да шэн). По приглашению
Лян У-ди в 546 прибыл в Китай, сначала в Наньхай (юж. часть совр. пров. Гуандун), в 548 — в Цзянье (совр. Нанкин), столицу дин. Лян. Привез с собой буд. тексты, относящиеся преимущественно к традициям Абхидхармы (
апитань), винаи (люй [1]), йогачары. По причине воен. действий был вынужден постоянно переезжать с места на место по территории совр. пров. Фуцзянь и Чжэцзян, впоследствии осел в Гуанчжоу.
Занимался активной переводческой деятельностью, согласно «Ли дай сань бао цзи» («Записки об исторической преемственности трех драгоценностей», см.
сань бао), перевел на кит. яз. 48 буд. произведений общим объемом в 232 цз., относящихся к разделам «Сутры», «Виная», «Шастры», «Комментарии».
Наиболее значимыми из них являются пер. «Суварнапрабхаша-сутры» («Сутра Золотого Света», кит.
«Цзинь гуан мин цзин») в 7 цз. в 552, «Махаяна-шраддхотпада-шастры» («Шастра о пробуждении веры в махаяну», кит.
«Да шэн ци синь лунь») в 1 цз. в 553, «Махаяна-сампариграха-шастры» (
«Шэ да шэн лунь») в 3 цз. в 563, «Абхидхарма-коша-бхашьи» (
«Апидамо цзюйшэ лунь») в 22 цз. и др. В различных монастырях Юж. Китая читал проповеди по Абхидхарме, активно проповедовал учение йогачары, к-рое, однако, на первых порах не пользовалось в Китае особой популярностью вследствие широкого распространения мадхьямики.
Из учеников Парамартхи наиболее известны Хуй-кай, Чжи-цзяо, Дао-ни, Фа-тай, Цао-пи, Сэн-цзун, Хуй-куан, к-рые способствовали распространению учения шэлунь-цзун как в Южном, так и Сев. Китае.
Литература:ТСД. Т. 50, № 2060; Тан Юн-тун. Хань Вэй лян Цзинь Нань-бэй-чао фо-цзяо ши (История буддизма [в эпохи] Хань, Вэй, двух Цзинь, Северных и Южных династий). Пекин, 1983.
Ст. опубл.: Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5 т. / Гл. ред. М.Л.Титаренко; Ин-т Дальнего Востока. - М.: Вост. лит., 2006 – . Т. 2. Мифология. Религия / ред. М.Л.Титаренко, Б.Л.Рифтин, А.И.Кобзев, А.Е.Лукьянов, Д.Г.Главева, С.М.Аникеева. - 2007. - 869 с. С. 547.