阿毗曇, также Питань, Апитань,
Апидамо, Абхидхарма. Раздел буддийского учения, (см.
Буддизм) третья часть буддийского канона (
пали Типитака,
санскр. Трипитака,
кит. Сань цзан
三藏). Включает в себя ряд текстов, относящихся как к тхераваде (хинаяне), так и махаяне. Считается наиболее трудной для понимания. Традиция относит составление Абхидхармы к первому буд. собору, состоявшемуся после смерти Будды. Однако, скорее всего, тексты начали составляться не ранее III в. до н.э. Основная проблематика Абхидхармы включает в себя рассмотрение человеческой психики как совокупности внутр. содержания и внеш. воспринимаемого мира, представляющей собой поток дхарм (частиц), классификацию дхарм по различным основаниям; описание техник психотренинга и др.
Одним из наиболее авторитетных текстов считается «Абхидхарма-коша» («Сокровищница высшего Законоучения») Васубандху (IV–V вв.).
В Китае учение Абхидхармы было широко распространено, многие положения учения получили дальнейшую разработку в школах шэлунь, фасян (см.
Фасян-цзун) и др. Крупнейший представитель школы сань-лунь (см.
Саньлунь-цзун)
Цзи-цзан в сочинении «Сань лунь сюань и» («Сокровенный смысл трех шастр») называет следующие тексты, известные в Китае к VII в.: «Абхидхарма Будды Шакьямуни», «Абхидхарма Шарипутры» («Шэлифу апитань») в 20 цзюанях, «Абхидхарма Катьяяны» — «Восемь грантх (бацзяньду) Абхидхармы» в 20 цзюанях, «Вибхаша-шастра» («Да пипоша лунь») в 100 цзюанях, «Абхидхарма-хридая-шастра» («Апитань синь лунь») Дхармашрештхина (ок. III в.) в 4 цзюанях, «Составная Абхидхарма-хридая-шастра» («Цза апитань синь лунь») Дхарматраты (ок. IV в.). Учение Абхидхармы было подвергнуто критике как не соответствующее учению махаяны и утверждающее постулат реального существования дхарм.
Источники:Цзи-цзан. Сань лунь сюань и (Сокровенный смысл трех шастр) // ТСД. Т. 45, № 1852.
Ст. опубл.: Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5 т. / Гл. ред. М.Л.Титаренко; Ин-т Дальнего Востока. - М.: Вост. лит., 2006. Т. 1. Философия / ред. М.Л.Титаренко, А.И.Кобзев, А.Е.Лукьянов. - 2006. - 727 с. С. 151.