阿摩羅識 (
санскр. амала-виджняна) — «чистое сознание», «неомраченное сознание». Др. варианты пер.: аньмоло ши, у гоу ши (незагрязненное сознание), ди цзю ши (девятое сознание), цин-цзин ши (непорочное сознание), чжэнь жу ши (сознание татхагаты, см.
Чжэнь жу). Теория амала-виджняны разрабатывалась в Китае в ранней йогачаре, представленной учениями
шэлунь-цзун и сев. направления
дилунь-цзун. В отличие от алая-виджняны (см.
Алайе ши) амала-виджняна лишена двойственности загрязненного и чистого, представляя собой вечное (чан), непорочное (цин-цзин), лишенное омрачений (фань-нао) сознание; она — основа святого пути (шэн дао), ведущего в нирвану (
непань).
Литература:Хань Тин-цзе. Шэлунь шидэ шичэн цзици чжэли (Преемственность и основные философские воззрения учения шэлунь) // Чжунхуа фосюэ сюэбао. 1999, № 12 (июль).
Ст. опубл.: Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5 т. / Гл. ред. М.Л.Титаренко; Ин-т Дальнего Востока. - М.: Вост. лит., 2006 – . Т. 2. Мифология. Религия / ред. М.Л.Титаренко, Б.Л.Рифтин, А.И.Кобзев, А.Е.Лукьянов, Д.Г.Главева, С.М.Аникеева. - 2007. - 869 с. С. 356.