和 гармония. Категория кит. философии, в общем смысле близкая к западному понятию «гомеостаз». Идея «гармонии» как условия космо- и онтогенеза оформилась в памятниках V–II вв. до н.э. Согласно конф. канону
«Ли цзи»,
хэ [
1] — «причина всех превращений вещей». В качестве наиболее адекватного выражения «гармонии» обычно рассматривалась музыка. В историч. трактате
«Го юй» впервые сформулировано противопоставление категорий
хэ [
1] и
тун [
1] (единение, объединение, совместимость, тождественность; см.
Да тун). Они предстают соответственно выражениями динамич. «уравновешенности» (
пин) всех противоположностей, с одной стороны, и сведения разных элементов в некое статич. единство — с другой: гармония означает прекращение состояния, определяемого как
тун [
1]. По
Конфуцию,
«благородные мужи» (
цзюнь цзы) в отличие от «ничтожных людей» (
сяо жэнь) «пребывают в гармонии, но не объединены в группировки (
тун [
1])» (
«Лунь юй», XIII, 23).
Наиболее подробно категория
хэ [
1] рассматривается в даосизме (см.
Даосизм)
по преимуществу памятнике
«Хуайнань-цзы» (II в. до н.э.), где «гармония» определена как «взаимосоединение [субстанций]
инь–ян» (цз. 6, 13).
Хэ [
1] субстанциальна: в «гармонии» «пневмы (
ци [1]) Неба и Земли не превышают друг друга», т.е. абсолютно уравновешены. Это равновесие динамично и дихотомично — требует «разделенности дня и ночи», т.е. регулярного движения во времени и сбалансированности (
тяо)
инь–ян, к-рая и порождает «тьму вещей» (цз. 1). «Гармония
инь–ян» является условием обретения
цзин [3] — «семени», к-рое в свою очередь делает возможным жизнь и созревание (цз. 13). Гармонизированы м.б. как «однородные» вещи и явления — звуки одного лада пентатоники, кони в упряжке, лук и стрела, — так и разнородные, например струны одного инструмента. Второй вид «гармонии» требует согласования «внутр.» с «внеш.» (напр., рук и сердца мастера) при главенстве «внутр.» и доступен только мудрецам, но первый вид (согласование «внеш.» с «внеш.») является ступенью ко второму (цз. 9, 15). Идеалом является «Великая (Высшая) гармония» (
тай хэ) — отсутствие потребности во «внеш.» для постижения «Единого» (
дао), достижение бессмертия
синь [1] — «сердца», приобщающегося к вечности (цз. 6).
Термин
тай хэ, введенный в VI–IV вв. до н.э. в комментирующей части
«Чжоу и» (комм. «Туань чжуань» к гексаграмме
-гуа № 1 Цянь), означал там предельно гармонизированное состояние (при этом допускалось и натурфилософское, и антропологич. истолкование). Особое значение это понятие приобрело в
неоконфуцианстве, тяготевшем к онтологизации этики. «Великая гармония» начинает приобретать более отчетливые черты некой фазы онто- или космогенеза (этапа динамич. равновесия) и даже их источника. Так, в учении
Чжан Цзая (XI в.) полная пространственно-временная сбалансированность — «совокупная Великая гармония» — прямо определяется как
дао. У тяготевшего к материализму конфуцианца
Ван Фу-чжи (XVII в.) «Великая гармония» неотделима от состояния первоначального «хаоса» (
хунь дунь), но уже при наличии в нем динамики «разделения и объединения
инь–ян», переводящей его в некое пограничное состояние.
Источники:
Древнекитайская философия. Т. 2. М., 1973, указатель; Древнекитайская философия. Эпоха Хань. М., 1990, указатель;
Переломов Л.С. Конфуций: «Лунь юй». М., 1998, с. 396 – 398;
Померанцева Л.Е. Поздние даосы о природе, обществе и искусстве («Хуайнаньцзы» — II в. до н.э.). М., 1979, с. 78–80, 149, 169 и др.
Литература:
Bodde D. Harmony and Conflict in Chinese Philosophy // Studies in Chinese Thought. Chic., 1953;
Cheng Chung-ying. Toward Constructing a Dialectics of Harmonization: Harmony and Conflict in Chinese Philosophy // JCP. 1977, vol. 4, № 3;
Wu Yi. Chinese Phylosophical Terms. Lanham, N.Y., L., 1986, p. 45 – 46.
Ст. опубл.: Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5 т. / Гл. ред. М.Л.Титаренко; Ин-т Дальнего Востока. - М.: Вост. лит., 2006. Т. 1. Философия / ред. М.Л.Титаренко, А.И.Кобзев, А.Е.Лукьянов. - 2006. - 727 с. С.512-513.