太虛,
Тай-сюйЛюй Гань-сэнь, дхармическое имя (
фа мин) Вэй-синь
唯心 (Идеалист), прозвище Бэй-хуа. 1889/1890, уезд Чундэ (совр. пров. Чжэцзян), — 17.3.1947, Шанхай, монастырь Юйфо-сы. Буддийский монах, Наставник Учения/Дхармы (
фа ши), Великий наставник (
да ши). В 1905 стал послушником в монастыре Пинван Сяоцзюхуа-сы в г. Сучжоу. В том же году в г. Нинбо в монастыре Тяньтун-сы принял монашеские обеты. В 1911 стал настоятелем монастыря Шуанси-сы в г. Гуанчжоу.
Мировоззрение Тай-сюя сформировалось под влиянием
Ян Вэнь-хуя — родоначальника буд. возрождения в кон. ХIХ — нач. ХХ в. В основанной им буд. школе нового типа в г. Нанкине Тай-сюй обучался с 1907. Он углубленно изучал буд. канон, а также переведенные к тому времени на кит. яз. зап. работами по логике, философии, экспериментальным наукам. Под влиянием трудов кит. реформаторов
Кан Ю-вэя,
Лян Ци-чао,
Янь Фу,
Тань Сы-туна,
Чжан Бин-линя и Цзоу Жуна (1885 – 1905), а также К. Маркса, П. Прудона, М. Бакунина, П. Кропоткина у него сформировались довольно радикальные взгляды, однако он являлся противником социальной революции и коллективистских идеалов коммунизма. Тай-сюй верил, что только
буддизм может спасти мир, что путем самосовершенствования каждой отд. личности можно достигнуть обществ. прогресса. Смыслом его жизни стало распространение и реформирование буддизма, т.е. его идейное и структурное преобразование с целью объединения верующих всего Китая.
Под влиянием «трех народных принципов»
Сунь Ят-сена Тай-сюй в 1913 выдвинул свои три принципа реформирования религ. вероучения, религ. системы и религ. собственности. С 1918 он приступил к разработке теории «буддизм в жизни человека» (
жэнь шэн ды фо-цзяо), к-рой он посвятил 30 лет своей жизни. Введенное им понятие «три большие революции в буддизме» на практике стало обозначением буд. реформы в республиканский период. Реформа религ. учения, религ. системы и религ. устройства была призвана преодолеть то кризисное состояние традиционного китайского буддизма, в к-ром он находился к нач. ХХ в. Тай-сюй выступил против сформировавшегося на протяжении многовековой истории имп. Китая типа крайне бездеятельного буддизма, последователи к-рого ограничивались непосредств. заботой о себе и априорно отказывались от активной роли в социуме. Неверно истолкованный принцип
у вэй — «недеяние», привел к отсутствию деятельности, косности обычаев, невмешательству в ход событий. Согласно Тай-сюю, такой «мертвый буддизм» (
сы ды фо-цзяо) или «мистический буддизм» (
гуй ды фо-цзяо), противоречил не только тенденциям обществ. развития Китая в ХХ в., но и логике самого буддизма. Теория «буддизм в жизни человека» была призвана восстановить подлинную суть буддизма и поставить его на службу реальной жизни человечества.
В 1918 по инициативе Тай-сюя в г. Шанхае возникло «Общество Бодхи» (
Цзюэ шэ), деятельностью к-рого стало написание и публикация спец. лит-ры, издание источников, чтение лекций с целью распространения буддизма. «Обществом Бодхи» был издан труд Тай-сюя «Чжэнли сэнцзя чжиду лунь» («Суждения/Шастра о реорганизации системы сангхи», см.
сэн). В кон. 1919 по его инициативе местопребыванием «Общества Бодхи» стал г. Ханчжоу.
В течение многих лет Тай-сюй вел миссионерскую деятельность, разъясняя необходимость организации городских, провинциальных и всекитайского союзов последователей буддизма. В 1920 был создан буд. союз в г. Ханькоу.
В апр. 1928 Тай-сюй выпустил обращение к реформаторски настроенным кит. буд. монахам, в к-ром впервые выдвинул следующие положения относительно конкретного содержания буддийского устройства: теория «буддизм в жизни человека» исходит из «трех народных принципов», а также основывается на буд. положении о том, что человек может достигнуть уровня
бодхисаттвы (стремящегося к пробуждению) и будды (
фо, стремящегося к совершенному пробуждению); «буддизм в жизни человека» строится на кит. монастырской системе; «буддизм в жизни человека» предусматривает обновление прежних махаянских (
да шэн) принципов жизни верующих; «буддизм в жизни человека» может оказать благотворное влияние на нравы в гос-ве и об-ве.
В выдвинутой Тай-сюем социо-антропологич. теории «буддизм в жизни человека» кроме национальных особенностей нашли отражение нек-рые требования европ. рационализма и гуманизма. Целью теории являлось широкое распространение буддизма в качестве наиболее приемлемого для совр. об-ва вероучения. Новизна учения Тай-сюя состояла в том, что он сформулировал необходимость создания новых моделей буддизма, соответствовавших динамике обществ. развития. По его мнению, надо извлечь лучшее из религ. традиции и предложить в адаптированном виде совр. об-ву, надо говорить с миром на понятном для него языке, распространять свет буд. учения, а не закрываться в ограниченном мирке храма или монастыря. Признавая, что махаяна — ядро буд. учения, он призывал не только следовать путем Учения/Дхармы (
фа [1]), но и устранить все предрассудки и соответствовать духу времени, чтобы служить об-ву.
Параллельно с разработкой теории «буддизм в жизни человека» Тай-сюй вел практич. деятельность по ее популяризации и распространению буддизма за рубежом. Особое место занимала его миссионерская деятельность во Франции, Англии, Германии и США, а также в Японии, Индии и на Цейлоне, к-рая дала импульс созданию впоследствии Всемирного братства буддистов. В 1920–1940-х гг. Тай-сюй последовательно воплощает в жизнь замысел своего учителя Ян Вэнь-хуя по углублению контактов между Западом и Востоком посредством буддизма. Миссионерская активность Тай-сюя была поддержана гоминьдановским правительством: после личной встречи с Чан Кай-ши в июле 1928 он получил офиц. одобрение и финансовую поддержку. Его первое путешествие в Зап. Европу, США и Японию продолжалось девять месяцев. Благодаря финансированию со стороны Нац. пр-ва он смог оказать реальную помощь уже существовавшим на Западе буд. объединениям, а также содействовать образованию новых буд. об-в в Англии и Америке.
В 1940-х гг. на о. Цейлон Тай-сюя встретился со знатоком буд. канона, последователем буддизма хинаяны (
сяо шэн) доктором Г.П. Малаласекерой. Их совместная идея образования междунар. буд. организации, борющейся за мир, была реализована Иалаласекерой, уже после смерти Тай-сюя: в 1950 было создано Всемирное братство буддистов.
Буд. монах — реформатор и обществ. деятель Тай-сюй внес вклад не только в разработку идей поворота кит. буддизма к обществу, но и в распространение и популяризацию буддизма в Китае и за рубежом, в реорганизацию буд. образования и создание ряда учебных заведений нового типа. Идеи Тай-сюя сформулированы в его соч. «Синь ды вэйши лунь» («Новая Виджняптиматратасиддхи-шастра»/ «Новые суждения о только знании», см.
вэйши-цзун), «Фасян вэйши сюэ» («Учение о только знании/виджняптиматрата свойств дхарм/дхармалакшана», см.
фасян-цзун), «Фо-фа даоянь» («Введение в Учение/Дхарму Будды»), «Фо-сюэ чжи жэньшэн даодэ» («Нравственность в жизни человека согласно буддийскому учению»), «Во ды фо-цзяо гайцзин юньдун люэ ши» («Краткая история наших буддийских преобразований»), «Жэнь шэн ды фо-цзяо» («Буддизм в жизни человека»). В сер. ХХ в. теория Тай-сюя получила развитие у его последователя и ученика монаха Ин-шуня, к-рый назвал расширенную версию концепции своего учителя «буддизм в жизни людей» (
жэнь цзянь ды фо-цзяо). Во 2-й пол. ХХ в. Ин-шунь многое сделал для ее распространения в среде тайваньских буддистов.
В КНР после нескольких десятилетий забвения Тай-сюй оценивается как «гений буддийской мысли», его идеи стали программой деятельности совр. буддистов КНР.
Источники: Тай-сюй цзи (Собрание [произведений] Тай-сюя). Пекин, 1995.
Литература: Го Пэн. Тай-сюй сысян яньцзю. (Исследование идей Тай-сюя). Пекин, 1997; Фа инь (Голос дхармы) 1999, № 11; 2000, № 5;
Фан Ли-тянь, Хуа Фан-тянь. Чжунго фо-цзяо цзяньши (Краткая история китайского буддизма). Пекин, 2001; Чжунго цзинь-сяньдай гаосэн юй фо-сюэ мин жэнь сяо чжуан (Краткие биографии выдающихся монахов и буддийских ученых нового и новейшего времени). Шанхай, 1990; Чжунго цзинь-сяньдай фо-цзяо жэньу чжи (Жизнеописания видных деятелей китайского буддизма в новое и новейшее время). Пекин, 1995;
Welch H. The Buddhist Revival in China. Cambr. (Mass.). 1968.
Автор: Горбунова С.А.
Источники: Тай-сюй фа-ши вэнь-чао (Собрание текстов Наставника Учения/Дхармы Тай-сюя) / Сост. Ван Мин-фу, Се Цзянь, Чжан Шань-чжан. Пекин, 1927; Тай-сюй да-ши цюань шу (Полное [собрание] произведений Великого наставника Тай-сюя). Кн. 1 – 64. Сянган, 1954; Тай-сюй да-ши хуань-ю цзи (Записки о путешествии по миру Великого наставника Тай-сюя). Тайбэй, 1973.
Литература: Китайская философия. Энциклопедический словарь. М., 1994, с. 314 – 315;
Сахирова Е.Ф. Обновленческое движение буддистов Китая на рубеже XIX – XX веков // XIV НК ОГК. Ч. 3. М., 1983, с. 25 – 31; Фо-цзяо да цыдянь (Большой буддийский словарь) / Гл. ред. Жэнь Цзи-юй. Нанкин, 2002, с. 267 – 268;
Chow Hsiang-kuang. T`ai Hsu, His Life and Teachings. Allahabad, 1957.
Сост. библ.: Кобзев А.И.
Ст. опубл.: Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5 т. / Гл. ред. М.Л.Титаренко; Ин-т Дальнего Востока. - М.: Вост. лит., 2006 – . Т. 2. Мифология. Религия / ред. М.Л.Титаренко, Б.Л.Рифтин, А.И.Кобзев, А.Е.Лукьянов, Д.Г.Главева, С.М.Аникеева. - 2007. - 869 с. С. 603-605.