農家 «школа аграриев». Одна из десяти филос. школ древнего Китая, впервые перечисленных в трактате Лю Синя (I в. н.э.) «Ци люэ» («Семь сводов») наряду с
конфуцианством,
мо-цзя,
даосизмом,
мин-цзя,
легизмом,
иньян-цзя,
цзунхэн-цзя,
цза-цзя и
сяошо-цзя («школы литераторов»). В библиографич. разделе «Хань шу» (I в. н.э.)
нун-цзя возводится к чиновникам, ответственным за земледелие: они считали сельское хоз-во основой «восьми дел управления», очерченных в гл. «Хун фань» («Великий план»)
«Шу цзина», т.е. основой упорядочения гос-ва и об-ва. В «Мэн-цзы» (IV–III вв. до н.э.; см.
Мэн-цзы), гл. «Тэн Вэнь-гун» (IIIA, 4), говорится о ведущем мыслителе
нун-цзя — Сюй Сине (V в. до н.э.), к-рый подвергал критике филос. направления, не ставившие земледелие во главу угла, призывал правителя «вместе с народом возделывать [землю] и [собирать] зерно», т.е. класть в основу управления решение вопросов сельскохозяйств. производства. Агротехнич. опыт
нун-цзя и взгляды школы отражены в гл. «Ди юань» («Земледельцы») трактата
«Гуань-цзы» (IV–III вв. до н.э.), главах «Жэнь ди» («Пользование землей»), «Бянь ши» («Ораторы»), «Шэнь ши» («Своевременность») трактата
«Люй-ши чунь цю» (III в. до н.э.). Сочинения
нун-цзя утрачены.
Ст. опубл.: Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5 т. / Гл. ред. М.Л.Титаренко; Ин-т Дальнего Востока. - М.: Вост. лит., 2006. Т. 1. Философия / ред. М.Л.Титаренко, А.И.Кобзев, А.Е.Лукьянов. - 2006. - 727 с. С. 373.