雜 家 свободная школа [эклектиков-энциклопедистов]. Объединяла учения различных философ. направлений древнего Китая. Существовала в VI–III вв. до н.э. В библиографич. разделе «И вэнь чжи» («Трактат об искусствах и текстах»)
«Хань шу» («Книга [об эпохе] Хань», I в.) цза-цзя названа в числе «девяти направлений» древнекит. мысли. По определению комментатора «Хань шу» Янь Ши-гу (VI–VII вв.), цза-цзя «ставила вровень
конфуцианство и учение
Мо [Ди], соединяла имена и законы (
фа [1])» (т.е. учения
мин-цзя и
легизма), «не было в учениях (
дао) ста школ (
бай цзя) такого, чего не пронизала бы она соединением». В этом нашла отражение тенденция к формированию синкретич. идеологич. основ централизованного гос-ва. Иногда представителей этой школы относят к «новому/позднему даосизму» — синь дао-цзя (см.
Даосизм;
Хуанлао-сюэпай). Характерными произведениями цза-цзя считаются
«Люй-ши чунь цю» и
«Хуайнань-цзы», к ним нередко причисляется также
«Гуань-цзы».
Литература:
Чжунго чжэсюэ ши цзюань (Том по истории китайской философии) // Чжэсюэ да цыдянь (Большой философский словарь). Пекин, 1985.
Ст. опубл.: Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5 т. / Гл. ред. М.Л.Титаренко; Ин-т Дальнего Востока. - М.: Вост. лит., 2006. Т. 1. Философия / ред. М.Л.Титаренко, А.И.Кобзев, А.Е.Лукьянов. - 2006. - 727 с. С.521.