陸賈. 216 до н.э., царство Чу, — 172 до н.э. Историк, литератор, мыслитель, положивший начало поискам путей синтеза доктрин древнекитайских философских школ, нацеленного на создание идеологич. системы централизованной империи. Сановник (
тай чжун да фу) при дворе нескольких императоров дин. Зап. Хань (206 до н.э. — 8 н.э.), в т.ч. ее основателя Лю Бана (
Гао-цзу). Сопровождал его в военных походах, выступал посредником в переговорах с удельными владетелями (
чжу хоу). Дважды благодаря его усилиям правитель гос. образования Наньюэ (территория совр. пров. Гуандун) признавал сюзеренитет ханьских императоров.
Осн. филос. и социально-политич. соч. — «Синь юй» («Новые речи»). Само назв. выражает идею активного новаторства в противовес конфуцианской абсолютизации подражания «древности» (
гу [2]). Основываясь на значениях графич. элементов, составляющих иероглиф
синь [3] (новый, новшество), — «топор», «дерево», «ставить», Лу Цзя создал след. метафору: рубят деревья, и, поверженные, они «приносят пользу десяти тыс. поколений», «явив красоту узора (
вэнь)» своей древесины. Эта метафора подкрепляет тезис Лу Цзя о «единстве древнего и совр.» (
гу цзинь тун и), к-рый подразумевает связь обновления с восприятием сущности древних традиций, выраженной в «письменности/культуре» (
вэнь). Однако этот тезис у Лу Цзя камуфлирует то, что фактически он отдает приоритет современности и опыту недавнего прошлого: т.к. «
дао близко», поскольку оно пронизывает все сущее, для его познания «нет нужды углубляться в древнее и далекое». Выступая против воплотившегося в теории и практике циньского
легизма положения школы
бин-цзя об «опоре ясных законов и строгих указов на сильное войско», Лу Цзя считал «предельную воинственность» (
цзи у)
Ши-хуана — циньского властителя (III в. до н.э.) одной из осн. причин гибели империи Цинь. Не отрицая необходимости закона (
фа [1]), ибо «учреждение тюрем и определение преступлений, утверждение наград и установление наказаний» нацелено на «выявление истинного и ложного, уяснение хорошего и дурного», Лу Цзя поддерживал идею «[взаимного] дополнения культуры/гражданственности (
вэнь) и воинственности (
у [2])», трактуемого как «искусство (
шу [2]) долголетия [гос. власти]». Гордыне, эгоизму и корысти (стремлению к частной «пользе/выгоде» —
ли [3]) Ши-хуана Лу Цзя противопоставлял пример государей древности, следовавших принципам «гуманности» (
жэнь [2]), «долга/справедливости» (
и [1]), «искавших [в помощь себе] талантливых и мудрых». Выполнение этих конфуцианских требований, по Лу Цзя, характеризует метод правления, обозначаемый даосским термином
«у вэй» («недеяние»; см. также
Вэй [1]) и обеспечивающий органичное функционирование об-ва, не исключающее обусловленных ситуацией нововведений.
Поиск Лу Цзя идеологич. средств поддержки централизованной власти и осуществляемых в ее интересах преобразований продолжили Цзя И (II в. до н.э.) и
Дун Чжун-шу (II в. до н.э.). Концепция «обновления» нашла отклик у
Сюнь-цзы (IV–III вв. до н.э.) и Цзя И «Синь шу» («Новые писания»), отразилась в соч. Хуань Таня (I в. до н.э. — I в. н.э.) «Синь лунь» («Новые суждения»), а также в «новом учении» (
синь сюэ [2])
Ван Ань-ши (XI в.). Высказывания Лу Цзя о примате эмпирич. опыта («близкое», «увиденное») по отношению к традициям («далекое», «услышанное») перефразированы в трудах мыслителей и теоретиков лит-ры
«Дао дэ цзин») и доктрины «единого» (и [2]; см.
Инь–ян;
Дао), получило развитие и обоснование в построениях Цзя И, Дун Чжун-шу, Хуань Таня, Ван Чуна,
Ван Фу (I–II вв.),
Чжунчан Туна (II–III вв.) и др. мыслителей.
Соч. Лу Цзя «Чу Хань чунь цю» («Вёсны и осени [царств] Чу и Хань») послужило одним из источников для
«Ши цзи» Сыма Цяня (II–I вв. до н.э.). В XX в. философия Лу Цзя привлекла внимание
Ху Ши, стремившегося найти в китайской мысли тенденции, отвечающие его прагматическим воззрениям.
Источники: Синь юй // Шанхай, 1956 (ЧЦЦЧ. Т. 7); «Синь юй» Лу Цзя (гл. 1, 4, 8, 10) / Вступ. ст. и пер. Е.П. Синицына // Древнекитай-ская философия: эпоха Хань. М., 1990.
Литература:Кроль Ю.Л. Весна и осень княжеств Чу и Хань // НАА. 1961, № 4; Лисевич И.О. Лите-ратурная мысль Китая на рубеже древности и средних веков. М., 1979, с. 201–203; Гэ Жун-цзинь. Лу Цзя // Чжунго гудай чжумин ды чжэсюэцзя пин чжуань. Сюйбянь (Критические биографии знаменитых философов древнего Китая. Дополнение). Кн. 1. Цзинань, 1982; Gabain A. von. Ein Fürstenspiegel: das Sin-yu des Lu Kia // Mitteilungen des Seminars für Orienlalische Sprachen. 1930, t. 33.
Ст. опубл.: Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5 т. / Гл. ред. М.Л.Титаренко; Ин-т Дальнего Востока. - М.: Вост. лит., 2006. Т. 1. Философия / ред. М.Л.Титаренко, А.И.Кобзев, А.Е.Лукьянов. - 2006. - 727 с. С. 319-320.