仲長統, Чжун Гун-ли. 180, Гаопин обл. Шаньян (совр. уезд Цзоусянь пров. Шаньдун), — 220. Философ-рационалист. Состоял на гражданской и военной службе в последние годы империи Вост. Хань (25–220). Осн. соч. — «Чан янь» («Откровенные речи»). Жизнеописание содержится в «Хоу Хань шу» («Книга [об эпохе] Поздней Хань», кон. IV — V в.), фрагменты соч. — в сб. «И линь» («Лес идей», сост. Ма Цзун, VII–VIII вв.). В обл. натурфилософии отвергал т.н. учение о небесном
дао (
тяньдао-чжисюэ; см.
Тянь [1])
в форме популярной в его время мистико-мантич. традиции
. Полагал, что «человеч. дела являются стволом/основой, небесное
дао — ветвями/производным», т.е. рассматривал отвлеченное философствование и астрологич. изыскания как второстепенную обл. практики. В сфере историософии придерживался учения о циклич. чередовании расцвета и упадка династий; рассматривал «небесное предопределение» (
тянь мин; см.
Мин [1]) в историч. аспекте как результат «соперничества в силе» (
цзюэ ли) и «соперничества в разуме» (
цзюэ чжи; см.
Чжи [1]) («Хоу Хань шу», гл. «Чжунчан Тун чжуань» — «Жизнеописание Чжунчан Туна»). Учение Чжунчан Туна о познании основывается на дихотомии «разумности» (
чжи [1]) и «способности [к совершению чего-либо]» (
нэн), к-рые представляют некое единство, подобно речи и действию, «имени» (
мин [
2])
и «реалии» (
ши [
2]); признавал объективность ложного и истинного. Связь гносеологии с этикой у Чжунчан Туна выражается в тезисе о «трех возможностях совершить низость». Первая из них сопряжена с «преклонением перед именами», в частности номинальными титулами и социальными ролями, при «незнании реальности», т.е. нежелании соотносить эти титулы и роли с конкретным поведением человека. Вторая возможность вытекает из неспособности различать истинное (правое) и ложное (неправое) в их соотнесенности с богатством и знатностью; третья обусловлена «ориентацией на процветание/процветающих и игнорированием упадка/хиреющих» («И линь»). Как политич. мыслитель Чжунчан Тун резко выступал против фаворитизма, назначения на высокие посты по принципу знатности. Предлагал предоставлять гос. должности тем, кто постиг тайны «упорядочения/врачевания смут» и сведущ в трудностях земледелия, а потому способен к добродетельному правлению и «преобразованию [подданных посредством] научения» (
цзяо хуа). В духе, типичном для социального самочувствия служилой элиты, ставшей свидетельницей развала централизованной империи Хань, сочетал конф. императив личного долга (
и [1]) с даос. идеей «ухода от мира» (
инь ши), трактуя «мир» как публичную жизнь: «погружение в отшельничество» (
жу сянь; см.
Сянь-сюэ) и личную жизнь в пер., когда Поднебесная (социум) «утрачивает
дао», становится средством сохранения своей «[индивид.] природы (
син [1]) и [предопределенной] жизненности (
мин [
1])» в должном состоянии.
Источники:
Китайская классическая проза в переводах акад. В.М. Алексеева. Изд. 2-е. М., 1959, с. 170–171; Чан янь/Вступ. ст. и пер. П.М. Устина, Лин Лин // Древнекитайская философия. Эпоха Хань. М., 1990.
Литература:
Лю Бан-фу.
Чжунчан-тун // Чжунго гудай чжу мин чжэсюэцзя пин чжуань. Сюйбянь (Критические биографии знаменитых философов древнего Китая. Дополнение). Кн. 1. Цзинань, 1982;
Balazs É. La Bureaucratie céleste. P., 1968, p. 71 – 107.
Ст. опубл.: Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5 т. / Гл. ред. М.Л.Титаренко; Ин-т Дальнего Востока. - М.: Вост. лит., 2006. Т. 1. Философия / ред. М.Л.Титаренко, А.И.Кобзев, А.Е.Лукьянов. - 2006. - 727 с. С.591.