夔, Хоу Куй.
КуйВ древнекитайской мифологии чудовище в виде одноногого безрогого пепельно-синего быка. Куй мог свободно ходить по морю, при этом тотчас же поднимался сильный ветер и начинался ливень. Глаза Куя излучали блеск, подобный свету солнца и луны. Согласно комментариям к «Повествованиям о царствах» (ок. IV в. до н.э.), у Куя одна задняя нога, лицо человека, туловище обезьяны, он умеет говорить. В нек-рых памятниках указывается, что Куй — одноногий дракон, или Куй похож на барабан (по преданию, мифический государь
Хуан-ди велел содрать с Куя шкуру и натянуть ее на барабан), или Куй — дух деревьев и камней, живущий в горах. Впоследствии образ чудовища Куя был соединен с Куем, к-рый ведал музыкой при мифическом правителе
Шуне.
Источники: Каталог гор и морей. М., 2004, с. 145.
Литература: Юань Кэ. Мифы древнего Китая. М., 1987, указ.;
он же. Чжунго шэньхуа чуаньшо цыдянь (Словарь китайских мифов и преданий). Шанхай, 1985, с. 451.
Автор: Рифтин Б.Л.
Имя Куй встречается в надписях на гадательных костях эпохи Шан-Инь (втор. пол. II тыс. до н.э.) с эпитетом «высокий предок», т.е. «божественный первопредок» (гао цзу). На этом основании Го Мо-жо (1892 – 1978) в 1935 (публ. 1957, рус. пер. 1959) отождествил его с
Ди Ку и
Ди Цзюнем, к-рых ранее друг с другом идентифицировал
Ван Го-вэй (1877 – 1927), и с Шунем, задолго до этого идентифицированным Го Пу (276 – 324) с Ди Цзюнем.
По определению первого полного толково-этимологического словаря «Шо вэнь цзе цзы» («Изъяснение знаков и анализ иероглифов», ок. 100) Сюй Шэня, Куй (Безобразный ?) похож на дракона, одноног, рогат, с человеческими руками и ногой. Такому облику уподобляются орнаментальные изображения одноногих драконов на ритуальном сосуде эпохи Шан-Инь (прорисовка: Э.М.Яншина, 1984, рис. 23). Эта его особенность подчеркнута в
«Чжуан-цзы» (гл. 17): «одноногий» (и цзу
一足) Куй завидовал Сороконожке с «тьмой ног» (вань цзу
万足). В
«Шу цзине» («Канон писаний», гл. 2) с воспроизведением в «Ши цзи» («Исторические записки», цз. 1)
Сыма Цяня он, парадоксально контрастируя с одноногостью, представлен ответственным за музыку и танцы, т. е. капельмейстером (юэ-чжэн), в паре с Луном (Дракон, см.
Лун) – ответственным за государевы речи, т.е. официальным глашатаем. Сочетание имен Куй-Лун стало обозначением как этих двух легендарных сановников, так и орнамента, изображающего два вида драконов, что также подтверждает версию о драконьей природе Куя. В
«Цзо чжуани» («Предание Цзо», Чжао, 28 г./514 г. до н.э.) он описан как капельмейстер Владетельный Куй (Хоу-Куй), женившийся на необыкновенной красавице Сюань-ци (Таинственно-темная супруга) и породивший чудовищного Фэн-си (Свирепый кабан/Великий вепрь), к-рого убил волшебный стрелок
И (Хоу И), тем самым лишивший Куя жертвоприношений.
В философских произведениях III в. до н.э.
«Хань Фэй-цзы» («[Трактат] Учителя Хань Фэя», гл. 33) и
«Люй-ши чунь цю» («Вёсны и осени господина Люя», XXII, 6) приводится анекдот, в к-ром
Конфуций, ссылаясь на высказывание о Куе миф. императора Яо, истолковывает его «одноногость» (и цзу) омонимически как «достаточно одного» (и цзу) такого выдающегося сановника. В развитие этого образа в «Шу цзине» (гл. 2) и «Люй-ши чунь цю» (V, 5), «Ши цзи» (цз. 1, 2) и
«Ле-цзы» (гл. 2) сообщается, что при игре Куя на (каменных) музыкальных инструментах, уподоблявшихся «нефритовому литофону» (юй цин
玉磬) верховного божества/первопредка
Шан-ди, являлись души предков, все «сто зверей» (бай шоу
百兽) пускались в пляс и прилетали фениксы (
фэн-хуан). В «Люй-ши чунь цю» (XXII, 6) и «Хуайнань-цзы» (цз. 20) с некоторыми терминологическими вариациями приведена обобщающая формула: «Куй первым создал музыку, выправив/согласовав (чжэн [1], хэ [3]) шесть тональностей-ладов (люй [1]) и гармонизировав/настроив (хэ [1], тяо
调) пять тонов/звуков (шэн [3], инь [9]
音), дабы проникать [по всем направлениям] восьми ветров (ба фэн) и подчинять Поднебесную». Клишированное сообщение указанных источников о воздействии музыки Куя на животных и уточнение «Люй-ши чунь цю» (V, 5), что он (именуемый также Чжи
质) «подражал звукам гор и лесов, потоков и долин в пении и, натянув оленью шкуру на глиняный горшок, барабанил», помогают понять генетическую связь образа этого антропоморфного капельмейстера идеальных владык
Яо и
Шуня с превращенным Хуан-ди в барабан «громовым зверем» (лэй шоу) «Шань хай цзина» (цз. 14), к-рый в коммент. Го Пу назван «громовым духом/духом грома (лэй шэнь) с лицом человека и телом дракона, барабанящим по своему животу». В свою очередь это определение является парафразом содержащегося в «Шань хай цхине» (цз. 13) и «Хуайнань-цзы» (цз. 4) описания обитающего в Громовом болоте/озере/водоеме (Лэй-цзэ) «громового духа/духа грома с телом дракона и головой человека, барабанящего по своему животу», к-рого обычно отождествляют с Громовиком (
Лэй-гун).
Источники:Иванов А.[И.] Материалы по китайской философии. Введение. Школа фа. Хань Фэй-цзы. Перевод. СПб., 1912, с. 190; Позднеева Л.Д. Атеисты, материалисты, диалектики древнего Китая. М., 1967, указ.; Чжуан-цзы. Ле-цзы / Пер. В.В.Малявина. М., 1995, указ.; Люйши чуньцю (Вёсны и осени господина Люя) / Пер. Г.А.Ткаченко. М., 2001, с. 115 – 116, 377 – 178; Сыма Цянь. Исторические записки (Ши цзи). Т. I. М., 2001, указ.; Феоктистов В.Ф. Философские трактаты Сюн-цзы. Исследование. Перевод. Размышления китаеведа. М., 2005, с. 284, 331; Legge J. The Chinese Classics. Hong Kong, 1960. Vol. III, pt I. р. 47 – 49. Vol. V, pt II, p. 724 – 727.
Литература:Го Мо-жо. Бронзовый век. М., 1959, с. 22 – 24; Яншина Э.М. Формирование и развитие древнекитайской мифологии. М., 1984, указ.
Автор: Кобзев А.И.
Ст. опубл.: Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5 т. / Гл. ред. М.Л.Титаренко; Ин-т Дальнего Востока. - М.: Вост. лит., 2006 – . Т. 2. Мифология. Религия / ред. М.Л.Титаренко, Б.Л.Рифтин, А.И.Кобзев, А.Е.Лукьянов, Д.Г.Главева, С.М.Аникеева. - 2007. - 869 с. С. 481-483.