王國維, Ван Цзин-ань, Ван Гуань-тан. 1877, уезд Хайнин пров. Чжэцзян, — 1927, Пекин. Историк, филолог (один из первых дешифровщиков древних гадательных надписей), литературный критик, философ, поэт, первый историк китайского театра. В нач. века сотрудничал в изданиях реформаторов, критиковал утилитаризм в просвещении, выступал за введение в школах и ун-тах курса европейской философской мысли. До антимонархической
Синьхайской революции (1911–1913) находился под влиянием немецкой философии XVIII–XIX вв. Предмет философии, по Ван Го-вэю, — поиски смысла жизни, универсальных и вечных истин, в раскрытии к-рых философия и искусство равноценны. Подвергал критике ориентацию философии на политику и нац. проблемы (
Янь Фу,
Лян Ци-чао), выступал против попыток реформаторов (
Кан Ю-вэй,
Тань Сы-тун и др.) превратить
конфуцианство в общекитайскую религию. Констатировал «инструментальность» традиционной китайской культуры, отсутствие в ней «чисто» философских традиций (метафизики, логики, гносеологии). Подчеркивал «практический уклон» китайской философии (значит. внимание к проблемам этики и политики) в отличие от «теоретичности» западной философской мысли. Полагал, что, подобно тому как в эпоху Хань (III в. до н.э. — III в. н.э.) китайская культура была оживлена буддийской философией, в XX в. она должна быть оживлена европейской. Ван Го-вэй — первый в Китае исследователь и переводчик трудов Шопенгауэра и Ницше. Вклад Канта в мировую философию видел в установлении критерия истинности, доказательстве формальной субъективности знания об объекте. С позиций Шопенгауэра критиковал Канта за антиметафизичность, скептицизм, противоречивость в разделении рассудка и разума, «чистого» и «практического» разума, за «беспорядочность употребления терминов». Шопенгауэра рассматривал как центральную фигуру европейской философии, усматривая сходство его учения с
буддизмом и упанишадами. Восхищался его концепцией мира как «представления» и «воли к жизни», предпочтением искусства науке, теорией интуиции, определением жизни как страдания из-за временности удовлетворения человеч. желаний. С этих позиций рассматривал роман
Цао Сюэ-циня (1724–1764) «Сон в красном тереме» (
«Хун лоу мэн») и произведения юаньской драмы как трагедии, в к-рых жизнь предстает страданием, а освобождение обретается через аскетизм и самоотрицание. После 1907 Ван Го-вэй критиковал учение Шопенгауэра с т. зр. Ницше — как служащее не истине, а самоутешению и противостоящее жизни. Усматривал противоречие между этикой и эстетикой Шопенгауэра, между апологией «самоотрицающегося» аскета и «самоутверждающегося» гения, обладающего сверхъестеств. способностями. В ницшеанской теории сверхчеловека видел экстраполяцию «доктрины гения» Шопенгауэра в сферу этики.
Эстетич. воззрения Ван Го-вэя сложились под влиянием нем. философии. Искусство, по Ван Го-вэю, — форма реализации «избыточной» энергии, «взрослый» аналог детской игры. Его цель — «разъяснение идеи», познание. Если альтернативой «вульгарному времяпрепровождению» для «средних людей» является общая религия, предназначенная для нравств. воспитания, то для элиты — искусство. Ван Го-вэй выделял три типа красоты: два первых, определения к-рых заимствованы у Канта, априорны («прекрасное», дающее бескорыстную радость созерцания; «возвышенное» — вызывающее восхищение), третье — апостериорно («утонченное» —
мяо как красота природы, преобразованная творческим сознанием). «Прекрасное» и «возвышенное» доступны только гению, «утонченное» как вторичная форма — просто талантливому человеку. В философской лирике Ван Го-вэя традиционные темы китайской поэзии переосмыслены в русле западной философии.
После Синьхайской революции Ван Го-вэй отказался от прежних увлечений немецкой философией, предостерегал против гибельного влияния западных идей. В центр его научных интересов встали древняя история, конфуцианская этика, проблемы чести и достоинства, долга и морального выбора, непознаваемости человеческой природы.
Источники: Ван Го-вэй. Хайнин Ван Цзин-ань сяньшэн и шу (Творческое наследие г-на Ван Цзин-аня из Хайнина). Т. 1–48. Чанша, 1940; Гуань-тан цзи линь (Собр. [соч. Ван] Гуань-тана). Кн. 1–4. Пекин, 1959; Ван Го-вэй вэнь цзи (Собрание литературных творений Ван Го-вэя). Т. 1–4. Пекин, 1997.
Литература: Ван Го-вэй сюэшу яньцзю (Исследования научного [наследия] Ван Го-вэя). Шанхай, 1983;
Ли Цзэ-хоу. Лян Ци-чао Ван Го-вэй цзянь лунь (Общие суждения о Лян Ци-чао и Ван Го-вэе). Пекин, 1979;
Лю Сюань. Ван Го-вэй пин чжуань (Критическая биография Ван Го-вэя). Наньчан, 1996;
Чэнь Хун-сян. Ван Го-вэй чжуань (Биография Ван Го-вэя). Пекин, 1998;
Чжан Бэнь-нань. Ван Го-вэй мэйсюэ сысян яньцзю (Исследование эстетической мысли Ван Го-вэя). Тайбэй, 1992;
Bonner J. Wang Kuo-wei. An Intellectual Biography. Camb. (Mass.) – L., 1986;
Kogelschatz H. Wang Kuo-wei und Schopenhauer, eine philosophisch Begegnung. Stuttg., 1986;
Rickett A.A. Wang Kuo-wei’s Jen-chien tz’uhua: A Study in Chinese Literature Criticism. Hong Kong, 1977;
Wang Keping. Wang Guowei: Philosophy of Aesthetic Criticism // Contemporary Chinese Philosophy / Ed. by Chung-ying Cheng and N.Bunnin. Malden (Mass.) — Oxf., 2002, p. 37–56
Ст. опубл.: Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5 т. / Гл. ред. М.Л.Титаренко; Ин-т Дальнего Востока. - М.: Вост. лит., 2006. Т. 1. Философия / ред. М.Л.Титаренко, А.И.Кобзев, А.Е.Лукьянов. - 2006. - 727 с. С. 169-170.