帝嚳 (
ди — «божество», «владыка», «государь», для позднего времени — «император»;
Ку — имя собственное) – герой древнекитайской мифологии. Предполагают (
Ван Го-вэй), что Ди Ку — идентичен
Ди-цзюню, его сближают с
Шунем и
Куем (Го Мо-жо). По преданию, Ди Ку родился чудесным образом и сам сказал, что его зовут Цзюнь (отсюда и возможная контаминация с Ди-цзюнем, несмотря на нек-рое отличие в написании имен). Он представлялся существом с птичьей головой (шан-иньцы и восточнокит. племена почитали своим тотемом птицу) и туловищем обезьяны. Он считался правнуком мифического государя
Хуан-ди. Прозвище его было Гао-синь. Источники, например
«Ши цзи» («Исторические записки»)
Сыма Цяня (ок. 145 — ок. 86 до н.э.), рисуют его идеальным, справедливым правителем, к-рый «брал богатства у земли и бережно использовал их, ласково наставлял народ и учил его получать выгоду, исчислял движение солнца и луны, встречая и провожая их; распознавал духов и с почтением служил им. Действия его были всегда своевременными, а одежда — как у простого чиновника». В раннесредневековых источниках Ди Ку рисуется со щитом на голове и со сросшимися зубами, имевшимися у него от рождения как знак необычного героя. Считается, что он в 15 лет начал помогать в управлении своему дяде (вариант: брату)
Чжуань-сюю, а в 30 взошел на престол и правил 70 (или 75 лет), умер в 100-летнем возрасте. Существует много преданий о женах Ди Ку. Одна из них не касалась ногами земли. Ей часто снилось, что она глотает солнце, и после этого у нее рождался сын. Она родила Ди Ку восемь сыновей. В древних исторических памятниках, где Ди Ку представлен как реальный государь, у него четыре жены: Цзян-юань/
Цзян Юань,
Цзянь-ди, Цин-ду и Чан-и.
Существует еще широко известное предание о двух сыновьях Ди Ку — Э-бо
阏伯 (Антарес) и Ши-чэне
实沈 (созв. Шэнь, соотв. Ориону), которые постоянно спорили, не желая ни в чем уступать друг другу. В конце концов Ди Ку послал первого из них управлять звездой/созвездием Чэнь
辰 (Антарес или Да-хо
大火: созв. Ди, Фан, Си, соотв. Весам и Скорпиону), а второго звездой/созвездием Шэнь
参. Звезды эти никогда одновременно не светили на небе. Известен ханьский рельеф с изображением Ди Ку в одеянии государя из предмогильного святилища У Ляна (Улянцы, сер. II в. н.э.).
Источники: Сыма Цянь. Исторические записки. Т. 1. М., 2001, с. 135–136;
Юань Кэ. Мифы древнего Китая. М., 1987, указ.
Автор: Рифтин Б.Л.
Источники: Цюй Юань. Стихи. М., 1954, с.36;
Сыма Цянь. Исторические записки. Т. IV / Пер. Р.В.Вяткина. М., 1986, указ.; Древнекитайская философия. Эпоха Хань. М., 1990, указ.; Люйши чунь цю (Вёсны и осени господина Люя) / Пер. Г.А.Ткаченко. М., 2001, с. 101,115;
LeggeJ. The Chinese Classics. Hong Kong, 1960. Vol. V, pt II, p. 573, 580.
Литература: Го Мо-жо. Бронзовый век. М., 1959, с. 22 – 24;
Юань Кэ. Чжунго шэньхуа чуаньшо цыдянь (Словарь китайских мифов и легенд). Шанхай, 1985, с. 295 – 296.
Сост. библ.: Кобзев А.И.
Ст. опубл.: Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5 т. / Гл. ред. М.Л.Титаренко; Ин-т Дальнего Востока. - М.: Вост. лит., 2006 – . Т. 2. Мифология. Религия / ред. М.Л.Титаренко, Б.Л.Рифтин, А.И.Кобзев, А.Е.Лукьянов, Д.Г.Главева, С.М.Аникеева. - 2007. - 869 с. С. 444.