王艮,Ван Инь, Ван Жу-чжи, Ван Синь-чжай. 20.7.1483, Аньфэнчан, окр. Тайчжуа пров. Цзянсу, — 4.1.1541.
Ван ГэньКит. философ-неоконфуцианец, основоположник тайчжоуской школы — т.н. левого крыла янминизма (см.
Ван Ян-мина школа). Будучи потомственным солеваром и мелким торговцем, не имел официального статуса ученого. В 28 лет после «озарения», вызванного вещим сном, в к-ром он предотвратил падение небосвода, начал проповедовать собств. учение, основанное на свободной интерпретации конф. классики (см.
Конфуцианство). В 38 лет стал учеником
Ван Ян-мина, к-рый дал ему новое имя — Гэнь [1] (Прочность; см.
Гуа [2]). Происхождение и жизненный опыт Ван Гэня обусловили эгалитаристский, популистский и оппозиц. характер его идеологии, что делало ее весьма популярной в низших слоях общества.
Учение Ван Гэня, концентрирующееся вокруг проблем
«Да сюэ» , можно отнести к сфере этикосоциальной антропологии. Взяв в качестве основополагающего понятия «выверение вещей» (
гэ у), Ван Гэнь истолковывал его как индивидуальную «установленность в высшем благе» («установку на совершенном добре»), т. е. установление правильной, гармонич. связи между субъектом — «личностью/телом» (шэнь [2]) и объектом — обществом и миром. Трактовка этой связи зиждется на трех кардинальных идеях: 1) «единотелесности» (и ти) организмической Вселенной, единстве личности и
дао; 2) центр. роли человека в мироздании, а личности — в обществе; 3) «взаимности» (шу [3]) как универсальной основе человеч. отношений. Каждый человек должен сохранять (бао [2]) в естественном совершенстве не только свое «сердце», исполненное «благосмыслия» (
лян чжи) (см.
Ван Ян-мин), или «сиятельной мудрости» (мин чжэ), но и «личность/ тело», являющуюся мерой («угольником») для всех уровней социальности (семьи, государства, Поднебесной). Любое воздействие на общество и мир возможно лишь посредством воздействия на самого себя; это воздействие, сказавшись на объекте, эхом возвращается к субъекту. Ван Гэнь проповедовал своеобразный «разумный эгоизм», исключавший и жертвенный альтруизм, и эгоцентрич. себялюбие: подлинная любовь к себе неотделима от любви к людям. В этой проповеди слышны моистские мотивы (см.
Мо-цзя), но без самоограничительного ригоризма. За то, что Ван Гэнь придавал «слишком» большое значение чувственным желаниям, он подвергся критике со стороны янминиста
Лю Цзун-чжоу. Считая человеч. «природу» (
син [1]) способной «спонтанно» (цзы жань) и в «обыденных условиях» (бай син жи юн) «доводить благосмыслие до конца» (чжи лян чжи), Ван Гэнь с наибольшей радикальностью в конфуцианстве развил тезис о возможности для каждого человека стать «совершенномудрым» (шэн жэнь). «Путь совершенномудрых не выходит за обыденные условия», поэтому «когда вдоволь еды и одежды, расцветают благопристойность (
ли [2]) и должная справедливость (
и [1])». Ван Гэнь выступал за уравнительное (пин цзюнь) распределение гос. и целинной (не находящейся в частном владении) земли.
Источники:
Ван Синь-чжай сяньшэн и цзи (Собрание [сочинений], составленных учителем Ван Синь-чжаем). [Пекин], 1910 (1-е изд. — 1631); Ван Синь-чжай сяньшэн цюаньцзи (Полное собрание [сочинений] учителя Ван Синь-чжая). [Б.м.], 1912 (1-е изд. — XV в.); Китайская философия: Энциклопедический словарь. М., 1994. С. 36;
Литература:
Кобзев А.И. Философия китайского неоконфуцианства. М., 2002. С. 384–385, указатель; Хуан Сюань-минь. Ван Гэнь // Чжунго гудай чжумин чжэсюэцзя пинчжуань (Критические биографии знаменитых философов древнего Китая). Т. 3. Ч. 2. Цзинань, 1981. С. 531–583; Вагу W.T. de (ed.) Individualism and Humanitarianism in Late Ming Thought // Self and Society in Ming Thought. N.Y., 1970. Р. 157–178; Ubelhor M. Wang Gen (1483–1541) und seine Lehre. Eine Kritische Position im spaten Konfuzianismus. B., 1986.
Ст. опубл.: Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5 т. / Гл. ред. М.Л.Титаренко; Ин-т Дальнего Востока. - М.: Вост. лит., 2006. Т. 1. Философия / ред. М.Л.Титаренко, А.И.Кобзев, А.Е.Лукьянов. - 2006. - 727 с. С. 170-171.