不周(山),
Гора Бучжоугора Бучжоу («Неполная», «Ущербная», «Щербатая»). В китайской мифологии гора, расположенная будто бы к северо-западу от горы
Куньлунь. Некогда была опорой, подпиравшей небо. Однажды в гневе дух вод
Гун-гун ударился о нее головой, Бучжоу сломалась, одна из сторон земли (юго-восточная) обрушилась, а небосвод наклонился на северо-запад, и в нем тоже появились провалы. Во время этих потрясений горы и леса охватил огромный пожар. Воды, хлынувшие из-под земли, затопили сушу, и земля превратилась в сплошной океан, волны к-рого достигали неба. Название «Бучжоу» связано именно с этим мифом.
Литература: Юань Кэ. Мифы древнего Китая. М., 1987, указ.;
он же. Чжунго шэньхуа чуаньшо цыдянь (Словарь китайских мифов и преданий). Шанхай, 1985, с. 53 – 54.
Автор: Рифтин Б.Л.
Гора Бучжоу считалась северо-западным «небесным столпом» (тянь чжу) и одним из ключевых элементов сети «земных шнуров/связей» (ди вэй
地维, в коммент. Го Пу и пер. В.В.Малявина: «тянь вэй» - «небесных шнуров/связей»). Ее «бодание»
Гун-гуном, вызвавшее поломку «столпа» и разрыв «шнуров/связей», - центральный эпизод мифа о борьбе Гун-гуна с
Чжуань-сюем за положение «владыки/первопредка» (ди [1]), в результате к-рой нарушилась конструкция мироздания по линии северо-запад – юго-восток и произошел всемирный потоп. Здесь заключено и мифологическое объяснение характерного для географии Китая стока рек в восточном направлении, куда накренилась земля, и ежедневно наблюдаемого движения солнца на запад, куда накренилось небо. Конечным резервуаром всех вод земли и неба представлялась находящаяся на самом крайнем востоке бездонная пучина
Гуйсюй (Возвращение в Пустошь/Вход в Пустоту) с горами-островами бессмертных (
сянь [1], см.
Сянь-сюэ),
Пэнлаем и гигантской черепахо-рыбой
Ао.
Бучжоу впервые упомянута Цюй Юанем (IV – III в. до н.э.) в «Ли сао» («Элегия разлуки»/ «Скорбь отверженного/разлученного/изгнанника»; рус. пер.: А.А.Ахматова, 1954; М.Е.Кравцова, 2004), где она как гора идентифицирована в самом раннем коммент. Ван И (79 – 158). В
«Люй-ши чунь цю» («Вёсны и осени господина Люя», III в. до н.э.; рус. пер.: Г.А.Ткаченко, 2001), в гл. XIV, 2 «Самое вкусное» («Бэнь вэй»), «прекраснейшим (мэй) из хлебов» названо просо с Бучжоу. Ее название как «Несовпадающая» (Бухэ
不合) объяснено в
«Шань хай цзине» («Канон гор и морей», III – II в. до н.э., цз. 16; рус. пер.: Э.М.Яншина, 1977), где также сказано, что ее охраняют два «желтых зверя» (хуан шоу
黄兽). Сам миф о поломке горы изложен в даосских трактатах
«Ле-цзы» (цз. 5; рус. пер.: Л.Д.Позднеева, 1967; В.В.Малявин, 1995) и
«Хуайнань-цзы» (цз. 1, 3, 4; рус. пер.: Л.Е.Померанцева, 2004). В последнем она поименована Воротами (мэнь 门) Темной столицы/Обители/Столицы мрака (
Юду), из которых исходит один из «восьми ветров» (ба фэн
八风), определяющих холод и жару, соотносящихся в пространстве с восьмью полустранами света, а во времени – с восьмью 45-дневными периодами.
Источники:Цюй Юань. Стихи. М., 1954, с. 39; Мудрецы Китая. Ян Чжу, Лецзы, Чжуанцзы / Пер. Л.Д.Позднеевой. СПб., 1994, с. 60; Чжуан-цзы. Ле-цзы / Пер. В.В.Малявина. М., 1995, с. 337; Каталог гор и морей (Шань хай цзин) /Пер. Э.М.Яншиной. М., 2004, с. 56, 149, 194; Философы из Хуайнани (Хуайнаньцзы) / Пер. Л.Е.Померанцевой. М., 2004, указ. (г. Щербатая); Кравцова М.Е. Хрестоматия по литературе Китая. СПб., 2004, с. 70.
Автор: Кобзев А.И.
Ст. опубл.: Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5 т. / Гл. ред. М.Л.Титаренко; Ин-т Дальнего Востока. - М.: Вост. лит., 2006 – . Т. 2. Мифология. Религия / ред. М.Л.Титаренко, Б.Л.Рифтин, А.И.Кобзев, А.Е.Лукьянов, Д.Г.Главева, С.М.Аникеева. - 2007. - 869 с. С. 395.