正名 выправление/исправление/правильное [употребление] имен. Социально-гносеологич. концепция, предложенная
Конфуцием. Суть
чжэн мин — необходимое для политико-администр. управления требование адекватности реального номинальному. У Конфуция идея
чжэн мин подразумевала обязательность соответствия действительного положения и поведения индивидуума его этико-ритуальному статусу в интересах упорядочения об-ва: «Правитель [должен быть] правителем, сановник — сановником, отец — отцом, сын — сыном» (
«Лунь юй», XII, 11); «Когда имена неправильны, суждения несоответственны: когда суждения несоответственны, дела не исполняются» (там же, XIII, 3). Эти тезисы отразили изменение социально-экономич. и политич. ситуации, когда, с одной стороны, содержание социальных ролей менялось при сохранении прежних наименований (в частности, теряла влияние наследственная знать), с другой — эти наименования (титулы и пр.) присваивались теми, кто не мог претендовать на них с т.зр. обычного права и традиц. этико-ритуальных норм. Представитель школы имен (
мин-цзя)
Гунсунь Лун интерпретировал проблему
чжэн мин в логико-семантич. русле, в свете проблемы соотношения «имен» (
мин [
2]) и «реалий» (
ши [
2]): самостоятельность «имени» и в то же время его связь с единичной конкретной «реалией» обусловливает неизбежное изменение как «имени» при изменении «реалии», так и «реалии» при перемене «имени» (
«Гунсунь Лун-цзы», гл. «Мин ши лунь» — «Об именах и реалиях»). В
«Мо-цзы» (разд. «Цзин шо», ч. 2) эта зависимость прямо постулирована определением
чжэн мин как «обоюдности» (
би цы). В эклектико-энциклопедич. (см.
Цза-цзя) трактате
«Гуань-цзы» (IV–III вв. до н.э.), в гл. «Синь шу шан» («Искусство сердца», ч. 1),
чжэн мин подразумевает своеобразную служебную роль «телесной формы» (
син [2]) по отношению к «имени»: как основания для его присвоения, причем под понятие «телесная форма» подпадают поступки и общественное положение подданных, а «имя» означает прежде всего наименование их статуса и его регламентацию. Эти идеи развиты в легистском (см.
Легизм) трактате
«Хань Фэй-цзы» (III в. до н.э.), где в заслугу «совершенномудрым» (
шэн жэнь; см.
Шэн [1]) ставится «предопределяющая» (
мин [1]) роль «имен» (в т.ч. званий, титулов и т.п.) по отношению к вещам и делам, а
чжэн мин отождествляется с правлением на основе закона (
фа [1]). В «Сюнь-цзы» (IV–III вв. до н.э.; см.
Сюнь-цзы), где представлены начальные формы синтеза конф. (см.
Конфуцианство) и легистских доктрин, в гл. 22 «Чжэн мин», автор настаивает на применении единых «имен», к-рые определяли бы нормы социально-политич. жизни; пригодность этих «имен» для адекватного выражения «реалий» зависит не только от самой «реалии», но и от «договоренности» людей между собой относительно применения «имени». В то же время решающая роль в создании «имен», согласно «Сюнь-цзы», принадлежит упорядочивающей инициативе правителя. В последующей конф. традиции соответствие филос. и этико-политич. построений идее
чжэн мин служило одним из важнейших критериев ортодоксальности.
См. лит-ру к ст.
Конфуцианство.
Ст. опубл.: Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5 т. / Гл. ред. М.Л.Титаренко; Ин-т Дальнего Востока. - М.: Вост. лит., 2006. Т. 1. Философия / ред. М.Л.Титаренко, А.И.Кобзев, А.Е.Лукьянов. - 2006. - 727 с. С. 598-599.