甄鸞, Чжэнь Шу-цзунь
甄叔遵. VI в., Уцзи в Чжуншани (совр. Уцзи пров. Хэбэй). Сановник и ученый-энциклопедист, математик, астроном, знаток календаря и канонической литературы, один из сост. и комментаторов собрания математической классики для офиц. обучения и сдачи гос. экзаменов (
кэ цзюй), послужившего основой
«Суань цзин ши шу» («Десять кн. счетного канона»). При дин. Сев. Чжоу был инспектором столичной области (сы-ли сяо-вэй
司隶校尉), правителем обл. Ханьчжунцзюнь, придворным астрономом и создателем нового календаря Небесной гармонии (Тянь-хэ-ли), введенного в первый год эры Небесной гармонии (Тянь-хэ, 566-571). Изучал
конфуцианство,
даосизм и
буддизм.
Рис. 1, 2, 3К концу жизни отдал предпочтение буддизму и сочинил «Сяо дао лунь» («Суждения в осмеяние дао[сизма]»). Возможно, является настоящим автором всего текста (Цянь Бао-цун) или начальной части (С.В. Зинин) «Шу шу цзи и» («Заметки для потомков об искусстве чисел / правилах вычислений», «Арифмологический мемуар»; частичн. рус. пер.: С.В. Зинин, 1985), который традиционно приписывается Сюй Юэ и к-рый ок. 570 он снабдил комментарием (частичн. пер.: С.В. Зинин, 1986), несущим осн. смысловую нагрузку и значительно превосходящим по объему малопонятный «исходный» трактат. В коммент. к разд. «трех материалов» (
сань цай) фигурирует числовая матрица 3 х 3 из натурального ряда от 1 до 9 (
рис. 1), содержащая три последовательности (1, 4, 7; 2, 5, 8; 3, 6, 9) с разницей 3 и две диагонали магического квадрата с суммой 15 = 3 х 5 (1, 5, 9; 3, 5, 7). При помощи традиционной графической схемы (
рис. 2) она преобразуется в нумерологически (
сяншучжи-сюэ) основополагающий магический квадрат
ло шу
(рис. 3; см.
Хэ ту, ло шу), по-видимому, впервые в мире описанный Чжэнь Луанем в разд. «девяти дворцов» (цзю гун) при расшифровке единой формулы у син сань
参 шу ( «пять элементов, троица чисел»), объединяющей «пять элементов» (
у син) с «троицами и пятерицами» (
сань у).
Гл. соч. Чжэнь Луаня – «У цзин суань шу» («Правила счета в “Пятиканонии”», 2 цзюаня) вошло в «Суань цзин ши шу» («Десять кн. счетного канона») и построено как коммент. к имеющим то или иное математическое содержание цитатам из конфуцианских канонов (цзин [1]; см.
Цзин–вэй,
«Ши сань цзин»), гл. обр. входящих в
«У цзин» [2] («Пять канонов», «Пятикнижие»):
«Ши цзин» («Канон стихов»),
«Шу цзин» («Канон писаний»), «Ли цзи» («Записки о ритуале»),
«Чжоу и» («Чжоуские/Всеохватные перемены»),
«Чунь цю» («Вёсны и осени»). Из «Шу цзина» и «Чунь цю» взяты календарно-астрономические данные. В разд. «Си цы чжуань» («Предание привязанных афоризмов», I, 8; I, 10) «Чжоу и» рассмотрены суммы «небесных» (
тянь [1], нечетных) и «земных» (четных) чисел в пределах десяти и числовые закономерности процедуры гадания, в к-рой построение гексаграмм (
гуа [2]) производится посредством пересчета стеблей тысячелистника (см.
Мантическая традиция и «Канон перемен»). Коммент. к
«Лунь юю» касается расчета налога, а к «И ли» («Церемониальность и благопристойность») – раскроя траурной одежды из пеньки с помощью прогрессии: 9, 7
1/
5, 5
19/
25, 4
76/
125, 3
429/
625, эквивалентной: а,
4/
5а, (
4/
5)
2а, (
4/
5)
3а, (
4/
5)
4а. Понадобившийся для вычисления покрытия повозок кит. аналог теоремы Пифагора - метод гоу гу («крюк и берцовая кость» – меньший и больший катет) представлен пифагоровой тройкой чисел 3, 4, 5, названных «естественными коэффициентами» (цзы жань чжи люй; см.
Цзы жань). На основе «Ли цзи»,
«Хань шу» и
«Ши цзи» разобраны принципы муз. звукоряда люй люй, 12 ступеней которого, как показала Э.И. Березкина (1980), вписаны в числовой «циферблат», маркированный номерами лунных месяцев. В нек-рых случаях анализ древних текстов переходит в самостоятельные расчеты с помощью совр. Чжэнь Луаню данных. Так, он описал три системы номинации разрядов для обозначения больших чисел и в метоновом цикле (19 лет по 365
1/
4 суток = 235 месяцев по 29
499/
940 суток) вместо вставки по одному месяцу в семилетие предложил вводить каждый год по 10
827/
940 суток. Специально календарю Чжэнь Луань посвятил «Ци яо
曜 ли суань» («Календарный расчет семи светил») и «Ци яо бэнь ци
本起 ли» («Календарь исходного появления семи светил»). Предположительно (Цянь Бао-цун, Ду Ши-жань) создал и
«У цао суань цзин» («Счетный канон пяти ведомств», 5 цзюаней), также вошедший в «Суань цзин ши шу».
Источники:
Суань цзин ши шу (Десять кн. счетного канона) / Ред. Цянь Бао-цуна. Кн. 1, Пекин, 1963; Березкина Э.И. О «Математическом трактате пяти ведомств» // Физико-математ. науки в странах Востока. Вып. II (V). М., 1969, с. 82-97; Зинин С.В. Нек-рые проблемы китайской аритмологии // XVI НК ОГК. Ч. 1. М., 1985, с. 151–155; Зинин С.В. Позднеханьская космологическая схематика // История и культура Восточной и Юго-Восточной Азии. Ч. 1. М., 1986, с. 84–93.
Литература:
Березкина Э.И. Математика древнего Китая. М., 1980, с. 55-62, указ.; Го Цзинь-бинь, Кун Го-пин. Чжунго чуаньтун шусюэ сысян ши (История традиц. мат. мысли в Китае). Пекин, 2005, с. 147-149; Жуань Юань. Чоу жэнь чжуань (Биографии астрономов-математиков). Т. 1. Шанхай, 1955; Needham J. Science and Civilisation in China. Vol. III. Cambridge, 1959.
Ст. опубл.: Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5 т. / гл. ред. М.Л. Титаренко; Ин-т Дальнего Востока. — М. : Вост. лит., 2006–. Т. 5. Наука, техническая и военная мысль, здравоохранение и образование / ред. М.Л. Титаренко и др. — 2009. — 1055 с. С. 955-956.