倶舍宗, «школа [изучения трактата „Абхидхарма]-коша“». Кит. буд. школа, основанная в VI в. последователями инд. буд. мыслителя Васубандху (кит. Ши-цинь; IV–V вв.), автора трактата «Абхидхарма-коша» («Сокровищница высшего Законоучения», кит. «Апидамо цзюйшэ лунь», сокращ. «Цзюйшэ лунь»). По традиции первым кит. патриархом школы считается
Сюань-цзан, переведший его (654) и связанные с ним семь сочинений (659).
Цзюйшэ-цзун знакомила китайцев с доктриной Абхидхармы (
Апитань), изложенной в «Абхидхарме-коше».
«Абхидхарма-коша» состоит из 9 глав: в гл. 1–8 анализируются различные аспекты функционирования дхарм (
фа [1]) в 9-й рассматривается проблема иллюзорности человеческой личности.
Первые две главы посвящены объяснению сущности и функционированию дхарм, в системе догматики
цзюйшэ-цзун образуют первый доктринальный раздел, представляющий филос. обоснование учения школы.
Дхарма
— центральная категория доктрины
цзюйшэ-цзун, согласно к-рой «все дхармы реальны в своем проявлении», а их комбинации не более чем видимость. Дхармы находятся во взаимосвязи, в координации друг с другом, подчиняясь закону всеобщей причинности (санскр. пратитья-самутпада, кит.
инь юань). Именно посредством понятия причинности Васубандху и др. философы хинаяны (
сяо шэн) объясняли возникновение и существование «феноменального» бытия.
Бесчисл. количество дхарм в
цзюйшэ-цзун сводится к 75 разновидностям, к-рые, в свою очередь, характеризуются и группируются по различным признакам. Прежде всего дхармы делятся на два вида: «волнующиеся» («подверженные бытию»,
вэй фа) и «неволнующиеся» (
у вэй фа). К последним относятся те, к-рые находятся в покое (т.е. «неподверженные бытию»). Они присутствуют в общем потоке дхарм, но в создании «композиции» не участвуют, не подвержены «быванию». Дхармы этого типа называются поэтому «постоянными». В число
у вэй фа входят также нек-рые дхармы, «подверженные бытию», а именно те, к-рые являются «носителями» положительных, с т. зр. буддиста, психич. состояний, и в первую очередь «религиозного прозрения». Активность остальных дхарм как раз и обусловливает бытие человека в бренном мире со всеми вытекающими отсюда негативными последствиями. По определению О.О. Розенберга,
вэй фа — это дхармы, связанные с четырьмя процессами, т.е. «рождением», «пребыванием», «изменением» и «исчезновением», происходящими в каждое мгновение. Дхармы
вэй фа называются поэтому «непостоянными».
Филос. и догматич. положения в
цзюйшэ-цзун компонуются, классифицируются и характеризируются с т. зр. сотериологии. Поэтому 1-й раздел определяется как «общее объяснение волнующихся и неволнующихся [дхарм]». «Неволнение» дхарм прямым образом ассоциируется с нирваной (
непань).
Доктрины 1-го раздела служат своеобразным фундаментом двух др. доктринальных разделов, объединенных под назв. «Особое/специальное прояснение волнующихся и неволнующихся [дхарм]». Во 2-м разделе доктрин анализируются «причины и следствия» «блужданий по мирам», к-рые препятствуют достижению «просветления» (бодхи,
пути,
цзюэ). Догматич. положения этого раздела опираются на гл. 3–5 «Абхидхарма-коши» в пер. Сюань-цзана.
В 3-м доктринальном разделе
цзюйшэ-цзун «Особое прояснение неволнующихся [дхарм]» анализируются результаты (следствия, «плоды») «просветления», к-рые заключаются в прохождении четырех ступеней обретения святости и достижении состояния архата (
лохань). Подробно рассматриваются «внутренне присущая» («мудрость-знание», санскр. праджня, кит.
божэ) и «внешняя» (выполнение обетов и медитация) причины (условия) «просветления». Данный раздел базируется на гл. 6–8 «Абхидхарма-коши» в пер. Сюань-цзана.
В
цзюйшэ-цзун способность заниматься медитацией ставилась в зависимость от соблюдения обетов и предписаний. Цель медитирования заключалась в изменении психич. состояния человека, т.к. на уровне обыденного сознания невозможно достичь «высшей мудрости» и, следовательно, «просветления/прозрения».
Создатели доктрин
цзюйшэ-цзун выделили 7 типов медитации, к-рые классифицируются по ряду параметров, однако наиболее эффективным, но и самым сложным считалось «чистое сосредоточение», или сосредоточение на «неволнении»: объектом медитирования является здесь «успокоенность» дхарм, т.е. нирвана. Высшими типами медитации адепты
цзюйшэ-цзун овладевали в результате долгой практики.
В кон. VIII в.
цзюйшэ-цзун стала считаться ветвью
фасян-цзун. Ее аналог в Японии — школа куся.
Литература: Буддизм: Словарь. М., 1992;
Игнатович А.Н. Буддизм в Японии: Очерк ранней истории. М., 1987;
она же. Цзюйшэ цзун //
Розенберг О.О. Проблемы буддийской философии. Пг., 1918; Адзиа буккё си. Нихон хэн (История буддизма в Азии. Япония). Т. 1. Токио, 1972.
По материалам А.Н. Игнатовича Источники: Васубандху. Абхидхармакоша. Улан-Удэ. 1980, 1988;
он же. Абхидхармакоша (Энциклопедия Абхидхармы). СПб., 1994;
он же. Энциклопедия Абхидхармы (Абхидхармакоша). М., 1998.
Литература: Андросов В.П. Будда Шакьямуни и индийский буддизм. М., 2001, указ.;
Васильев В.П. Буддизм, его догматы, история и литература. СПб., 1857, указ.; Введение в буддизм. СПб., 1999, с. 14-16, 46-47;
Розенберг О.О. Труды по буддизму. М., 1991, указ.; Чжунго фо-цзяо (Китайский буддизм). Т. 1. Шанхай, 1989, с. 261-265.
Сост. библ.: Кобзев А.И.
Ст. опубл.: Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5 т. / Гл. ред. М.Л.Титаренко; Ин-т Дальнего Востока. - М.: Вост. лит., 2006 – . Т. 2. Мифология. Религия / ред. М.Л.Титаренко, Б.Л.Рифтин, А.И.Кобзев, А.Е.Лукьянов, Д.Г.Главева, С.М.Аникеева. - 2007. - 869 с. С. 697-698.