金刚顶经, санскр. «Ваджрашекхара-тантра», «Ваджрасекхара-сутра» — «Сутра об алмазном венце». Одна из сутр дальневост. эзотерического
буддизма. Составлена в Индии во 2-й пол. VII в., несколько позже «Махавайрочана-сутры» (
«Да-жи цзин»), и, в отличие от последней, запечатленные в «Сутре об алмазном венце» догматич. положения базируются на доктринах виджнянавады. Имеются три перевода (точнее, переложения) этой сутры на кит. яз. В корпус канонич. текстов дальневост. эзотерического буддизма включен перевод Амогхаваджры (кит. Бу-кун; 705–774). Среди ученых-монахов распространена т. зр. , что существовал полный (т.н. обширный) текст «Ваджрасекхара-сутры», состоящий из 100 тыс. стихов (шлок), в к-рых зафиксированы проповеди Махавайрочаны (
Да-жи) на 18 «собраниях». Буддологами она ставится под сомнение. Тем не менее известен переведенный (или составленный) Амогхаваджрой указатель 18 йогических «собраний» из «Сутры об алмазном венце», однако подробно в нем говорится только о неск. первых «собраниях». Перевод самого Амогхаваджры включает проповеди только на 1-м «собрании», др. переводы — на 6 и 15-м.
«Сутра об алмазном венце» начинается с вопроса Бодхисаттвы (
пуса) Постигающего Все Значения (детское имя царевича Сиддхартхи), каким образом можно достичь просветления/прозрения. Отвечая, Махавайрочана рассказывает о способе медитирования, к-рое называется «пятизнаковое постижение обретения тела [Махавайрочаны]» и осуществляется в пять этапов.
1. «Узнавание [о существовании] просветленных мыслей».
2. «Овладение просветленными мыслями».
Первые два этапа медитирования называются «постижением/ви́дением лунного диска». Медитирующий представляет свои мысли в виде светлой луны, в результате чего «выявляет» в себе изначально чистое просветленное сознание.
3. «Обретение сознания-алмаза».
4. «Удостоверение [в обретении] сознания-алмаза».
Объектом медитирования является священная «палочка», символизирующая исконную клятву будды спасти все живые существа, в результате чего в медитирующем выявляется «неразрушимая, как алмаз, мудрость».
5. «[Обретение] совершенного тела будды».
На этой ступени медитирующий сливается с буддой Махавайрочаной, окруженным свитой, и сам становится Махавайрочаной.
Литература: Игнатович А.Н. Буддийская философия периода Хэйан // Буддийская философия в средневековой Японии. М., 1998; Адзиа буккё си. Нихон хэн (История буддизма в Азии. Япония). Т. 2. Токио, 1972; Буккё дай дзи тэн (Большой буддийский толковый словарь). Токио, 1988;
Сяккэй Д. Сингон-сю коё (Очерк школы сингон) // Цудзоку буккё какусю коё. Токио, 1899;
Yamasaki Т. Shingon.Japanese Esoteric Buddhism. Bost.–L., 1988.
По материалам А.Н. Игнатовича
Ст. опубл.: Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5 т. / Гл. ред. М.Л.Титаренко; Ин-т Дальнего Востока. - М.: Вост. лит., 2006 – . Т. 2. Мифология. Религия / ред. М.Л.Титаренко, Б.Л.Рифтин, А.И.Кобзев, А.Е.Лукьянов, Д.Г.Главева, С.М.Аникеева. - 2007. - 869 с. С. 691.