Хэ Хэн-ян. 370, Дунхайтань (совр. пров. Шаньдун), — 447. Гос. деятель, ученый естествоиспытатель и астроном, один из лидеров антибуд. пропаганды. Выходец из семьи высокопоставленного чиновника. Соратник основателя и первого государя династии [Лю] Сун (420–479). Занимал ответственные гос. посты. В 40-х гг. V в. получил звание «ученого-эрудита Гос. академии» (го цзы бо ши) и стал наставником наследника престола. Осн. филос. соч. — «Да син лунь» («Суждения о постижении природы [человека]»), «Бао ин вэнь» («Вопрошаю о воздаянии по деяниям»). Взгляды Хэ Чэн-тяня изложены также в частных письмах, вошедших в собр. его соч.
Гл. цель Хэ Чэн-тяня состояла в дискредитации
буддизма и опровержении его осн. доктринальных положений. Разделяя тезис о «варварском» происхождении учения
Будды, выдвинутый
Цай Мо (IV в.) и поддержанный
Хуй-линем (кон. IV — V в.), он усилил его теоретич. обоснование. Опираясь на традиц. для Китая представления о пространств. структуре космоса (см.
Юй чжоу), доказывал изначально «дурную» («злую» — э) «природу» (
син [1]) обитателей Индии как народа, населяющего иерархически низший по отношению к Китаю отрезок пространства. Выступал против идеи «неуничтожимости духа» (
шэнь бу ме), видя в ней гл. доктрину буддизма. Опровергал учения о сансаре (
лунь хуй) и кармич. воздаянии (
е [1]), основываясь на представлениях о подчинении человеч. жизни общим закономерностям природы. Например, сравнивал смерть человека с опаданием осенних листьев, к-рые не обретают новых рождений. Доказывая ложность учения о воздаянии по деяниям, замечал, что согласно ему такие прославленные гос. деятели и мыслители древности, как Чжоу-гун и
Конфуций, должны были бы появиться в новом обличье среди потомков, чего не произошло. Важное место в системе его аргументации занимают ссылки на порядок движения небесных объектов, атмосферные явления и т.п. (см.
Тянь [1]), служащие доказательством естественности процессов, происходящих в космосе, и отсутствия сверхъестеств. разумного существа.
По мировоззренческим позициям Хэ Чэн-тянь был близок к философуматериалисту
Фань Чжэню (V — нач. VI в.) и предвосхитил многие из его положений.
Литература:
Жэнь Цзи-юй. Чжунго чжэсюэ ши (История китайской философии). Пекин, 1979; Тан И-цзе. Хэ Чэн-тянь // Чжунго гудай чжумин чжэсюэцзя пинчжуань. Сюй бянь (Критические жизнеописания знаменитых философов древнего Китая. Дополнение). Кн. 2. Цзинань, 1982, с. 397 – 437.
Ст. опубл.: Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5 т. / Гл. ред. М.Л.Титаренко; Ин-т Дальнего Востока. - М.: Вост. лит., 2006. Т. 1. Философия / ред. М.Л.Титаренко, А.И.Кобзев, А.Е.Лукьянов. - 2006. - 727 с. С. 519.
Хэ Чэн-тянь, прозв. Хэ Хэн-ян (по месту службы в Хэнъяне пров. Хунань). 370, уезд Таньсянь в Дунхае (на сев. от совр. г. Таньчэна пров. Шаньдун), – 447. Ученый-энциклопедист, «широкий эрудит гос. академии» (
го цзы бо ши), знаток канонов (
цзин [1]; см.
Цзин – вэй) и исторической литературы, астрономии и календаря, один из ведущих критиков
буддизма и крупный гос. деятель, занимавший высшие гос. должности наставника наследника престола, канцлера (
нэй-ши 内史) и главы цензората (
юй-ши-чжун-чэн 御史忠丞), в конце жизни разжалованный за разглашение секретного указа. В 420-е выступил одним из первых критиков буддийской концепции «неуничтожимости духа» (
шэнь бу ме), поддерживая
Хуй-линя и опровергая тезис Цзун Бина (375-443) о «сохранении духа (
шэнь [1]) при отсутствии телесной формы (
син [2])» сравнением тела с лучиной, а духа с огнем, который без нее не горит. Полемизируя с принявшим буддизм сановником (также главой цензората) Янь Янь-чжи
颜延之 (384-456) о сансаре (
лунь хуй) и единстве природы (
син [1]) всего живого (
чжун шэн - саттва), написал «Да син лунь» («Суждения о проникновении в природу»), где утверждал, что «живое с необходимостью умирает, телесная форма уничтожается – и дух рассеивается; сходным образом весной – расцвет, осенью – увядание, четыре сезона последовательно сменяются». В 470-е участвуя в спорах с буддистами о воздаянии за дела, написал «Бао ин вэнь»
报应 问 («Вопрос о воздаянии и ответе»), где с конфуцианской (см.
Конфуцианство) позиции и с помощью астрономо-календарных аргументов утверждал, что «убивающий живое не получает губительного воздаяния, совершающий благодеяние не получает в ответ добро».
Хэ Чэн-тянь мастерски играл на 10-16-струнной цитре (
чжэн [7]) и реформировал музыкально-теоретическую систему
Цзин Фана, разработав новую -
синь люй («новый
люй [
1]»), более темперированную, чем канонический строй
люй люй, за счет распределения среди всех
люй [
1] разницы между 13-м «по порождению»
люй [
1] и октавой от
хуан чжуна. Это привело к небольшому удлинению всех 11 трубок
люй [
1], находящихся между
хуан чжуном и его октавой. Хотя строй стал более темперированным, такое построение было искусственным и не позволяло достичь необходимой математической точности. При разработке календаря периода Юань-цзя (424-453) –
Юань-цзя ли, к-рый был принят в 443 и стал образцом для эпох Тан и Сун, Хэ Чэн-тянь предложил начинать месяц не со дня, рассчитываемого по средней величине синодического месяца, а с того, в к-ром Солнце и Луна оказываются на одной долготе. Вслед за
Юй Си произвел исслед. прецессии и установил ее скорость в 1º за каждые 100 лет, однако не использовал эту величину в своем календаре.
Помимо указанного, Хэ Чэн-тин написал «Да Цзун цзюй ши
宗居士 шу» («Ответное письмо анахорету / упасаке Цзун [Бину]»), «Чунь цю цянь чжуань» («Предания, предшествующие Веснам и осеням»), «Чунь цю цянь цза чжуань» («Разные предания, предшествующие Веснам и осеням») и др. Чжан Пу
张溥 (1602-1641), ученый эпохи Мин, в 1639 получивший высшую степень
цзинь ши (см.
Кэ цзюй), составил «Хэ Хэн-ян цзи» («Собрание [сочинений] Хэ Хэн-яна»).
Литература:
Тан И-цзе. Хэ Чэн-тянь // Чжунго гудай чжумин чжэсюэцзя пин чжуань. Сюй бянь (Критические биографии знаменитых древнекитайских философов). Кн. 2. Цзинань, 1982, с. 397-437;
Needham J. Science and Civilisation in China. Vol. III. Cambridge, 1959.
Автор: Еремеев В.Е., Кобзев А.И.
Ст. опубл.: Духовная
культура Китая: энциклопедия: в 5 т. / гл. ред. М.Л. Титаренко; Ин-т Дальнего Востока. — М. : Вост. лит., 2006–. Т. 5.
Наука, техническая и военная мысль, здравоохранение и образование / ред. М.Л. Титаренко и др. — 2009. — 1055 с. С. 891.