«пять пиков», «пять гор». В китайской мифологии пять священных гор: Дунъюэ (Восточный пик) — гора
Тайшань (пров. Шаньдун), Бэйюэ (Северный пик) — гора Хэншань (пров. Шаньси), Чжунъюэ (Срединный пик) — гора Суншань (пров. Хэнань), Наньюэ (Южный пик) — гора Хэншань (пров. Хунань), Сиюэ (Западный пик) — гора
Хуашань (пров. Шэньси). При дин. Тан (618–907) гора Хэншань была заменена в этом перечне на гору Хошань (пров. Аньхой). С тех пор Хошань иногда называется Хэншань или Наньюэ. Культ
у юэ возник в Китае в глубокой древности. В
«Чжоу ли» («Чжоуская книга обрядов», IV в. до н.э.) и в
«Ли цзи» («Книга обрядов», IV–I вв. до н.э.) говорится, что жертвоприношения им совершал сам государь. В средние века основной из священных гор считалась гора Тайшань. С раннего средневековья культ
у юэ вошел в систему религиозного
даосизма, позднее они стали священными и для китайских буддистов (см.
Буддизм), включивших их в систему девяти священных гор. Практически, однако, гора Хуашань осталась чисто даосским святилищем. В даосской традиции известно, что божество восочного пика ведало судьбами людей; западного — всеми металлами, их плавкой, а также пернатыми; срединного — болотами, протоками, арыками на земле, а также деревьями; северного — реками, а также дикими зверями, пресмыкающимися и насекомыми; южного — полями на земле, звездами на небе, а также рыбами и драконами (
лун). С XI в. божества
у юэ носят титулы
шэн ди («святые государи»), иногда
да ди («великие государи»). В нек-рых средневековых сочинениях они имеют личные имена: владыка восточного пика именуется Юань Чан-лун, южн. — Дань Лин-чжи, западного — Хао Юй-шоу, северного — Дэн Вэй-тин и срединного — Шоу И-цюнь. В даосских сочинениях они носят др. имена: владыка восточного пика — Ци тянь-ван, южного — Сы тянь-ван, западного — Цзинь тянь-ван, северного — Ань тянь-ван и срединного — Чжун тянь-ван. Божества
у юэ изображаются и в фантастической эпопее XVI в. «Фэн шэнь янь-и» («Возвышение в ранг духов»). В поздней народной традиции духи
у юэ ассоциировались также с пятью духами эпидемий (
вэнь-шэнь).
Литература:
Чжунго гэ миньцзу цзунцзяо юй шэньхуа да цыдянь (Большой словарь религии и мифологии народов Китая). Пекин, 1993, с. 245;
Goodrich A.S. The Peking Temple of the Eastern Peak. Nagoya, 1964.
Ст. опубл.: Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5 т. / Гл. ред. М.Л.Титаренко; Ин-т Дальнего Востока. - М.: Вост. лит., 2006 – . Т. 2. Мифология. Религия / ред. М.Л.Титаренко, Б.Л.Рифтин, А.И.Кобзев, А.Е.Лукьянов, Д.Г.Главева, С.М.Аникеева. - 2007. - 869 с. С. 638-639.