Великая гора, Дунъюэ/Дун-юэ (Восточный пик). В китайской мифологии священная гора (находится на полуострове Шаньдун). Как место жертвоприношений Небу Тайшань связывается с мифическим правителем
Шунем (
«Шу цзин» – «Книга истории», древнейшие части XIV–XI вв. до н.э.) и даже с первопредком
Фу-си (
«Ши цзи» — «Исторические записки»
Сыма Цяня, II–I вв. до н.э.). В апокрифич. текстах рубежа н.э. Тайшань (ее дух) рассматривается как внук верховного небесного государя, к-рый призывает к себе души умерших людей. Считалось, что на Тайшань хранятся золотые шкатулки с нефритовыми пластинами, на к-рых записаны сроки жизни людей. К первым векам н.э. относятся представления о Тайшань как подобии загробного мира, мифологические предания о встречах с владыкой Тайшань — Тайшань фу-цзюнем (Управитель Тайшань); считалось, что недалеко от Тайшань, у холма Хаоли, собирались души умерших. В поздней мифологии Тайшань воспринималась как посредник между повелителем людей и верховным небесным божеством; под горой Тайшань находился как бы другой, подземный Китай. Божество Тайшань рассматривалось как божество рождения (возможно, это связано с представлением о Тайшань как о восточном пике, восток ассоциировался с восходом солнца и началом жизни) и смерти; считалось, что особые амулеты — камни с горы Тайшань (
ши-гань-дан), положенные перед входом в дом или у начала улицы, защищают от злых духов. В «Сань цзяо coy шэнь цзи» («Записки о поисках духов трех религий», XVI в.) Тайшань назван внуком Неба и Земли, его родословную возводят к
Пань-гу и женщине из рода Цзинь-хун (Золотая радуга). Владыка Тайшань ассоциируется еще с
Тай-суй (планета Юпитер и соответственно ее дух), т.к. Фу-си дал владыке Тайшань титул Тай-суй, повелев ведать списками небесных бессмертных (
сянь [1], см.
Сянь-сюэ) и носить фамилию Суй (букв. «год») и посмертное имя Чун (букв. «поклонение»). Во времена
Шэнь-нуна ему был пожалован чиновничий пост, а при ханьском императоре Мин-ди — титул
юань-шуай («главнокомандующий»): он стал ведать судьбами людей, распределением знатности и богатства, 18 (по другим источникам, 16) судилищами загробного мира (см.
Ди-юй) и 75 управами в нем. В народных верованиях владыка Тайшань именуется Тайшань-ван (Князь горы Тайшань) и почитается также как глава 7-го судилища ада. Согласно этому же источнику, у владыки Тайшань есть жена Шу-мин кунь-дэ хуан-хоу (Кроткая и мудрая государыня, владычица сил земли), пять сыновей и дочь, которой обычно считают богиню
Би-ся юань-цзюнь. Даосские сочинения в свите владыки Тайшань также называют Дун-юэ шан-цин сы-мин чжэнь-го чжэнь-цзюня (Истинный государь, сановник высшего ранга и вершитель судеб, поддерживающий порядок в стране), под к-рым имеется в виду Мао Ин, старший из трех братьев Мао (
сань Мао), два божества, ведающие счастьем, — Цзэн-фу (Добавляющий счастье) и Люэ-фу (Убавляющий счастье), Дун-юэ цзы-сунь цзю-тянь вэй-фан шэн-му юань-цзюнь (Восточного пика дарующая сыновей и внуков богиня девяти небес, Охранительница женских покоев Совершенномудрая матрона), т.е., по-видимому, чадоподательница
Сун-цзы нян-нян, и др. Храмы, посвященные горе Тайшань и ее духу, были распространены по всему Китаю, культ этого божества в Пекине был одним из наиболее популярных. День рождения владыки Тайшань Дунъюэ дади отмечался 28-го числа 3-й луны.
Источники:
Сюсян coy шэнь цзи (Иллюстрированные записки о поисках духов [трех религий). Т. 2. Цзюань I. [Б.г., б.м.], с. 19–21; Тай-пин гуан цзи (Обширные записи годов Тай-пин). Т. 3. Пекин, 1959, с. 2334–2335;
Мори Микисабуро. Сина кодай синва (Древние мифы Китая). Токио, 1944, с. 221–226.
Литература:
Алексеев В.М. В старом Китае. М., 1958, с. 103–120;
Сhavаnnes E. Le T’ai chan. Essai de monographie d’un culte chinoise. P., 1910.
Ст. опубл.: Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5 т. / Гл. ред. М.Л.Титаренко; Ин-т Дальнего Востока. - М.: Вост. лит., 2006 – . Т. 2. Мифология. Религия / ред. М.Л.Титаренко, Б.Л.Рифтин, А.И.Кобзев, А.Е.Лукьянов, Д.Г.Главева, С.М.Аникеева. - 2007. - 869 с. С. 606-607.