瘟神 Духи поветрий (эпидемий)духи поветрий (эпидемий). Группа духов в китайской народной мифологии. Согласно преданию, при дин. Суй (581–618) в царствование императора Вэнь-ди в 6-й луне 591 года в небе появились пять богатырей. Один из них был в зеленом халате (цвет Востока), другой — в белом (Запада), третий — в красном (Юга), четвертый — в черном (Севера) и пятый — в желтом (Центра). Каждый из них держал в руке к.-н. вещи: один — ковш и кувшин, другой — кожаный мешок и меч, третий — веер, четвертый — молот, а пятый — чайник. От своего придворного астролога Чжан-цзюй-жэня император узнал, что это могущественные духи, соответствующие сторонам света и несущие на землю пять поветрий. Ведающего весенним мором зовут Чжан Юань-бо, летним — Сян Юань-да, осенним — Чжао Гун-мин, зимним — Чжун Ши-гуй, их повелителя, духа центра, — Ши Вэнь-е. В тот год действительно начались повальные болезни. Чтобы умилостивить духов, государь повелел установить в их честь жертвоприношения, а духам пожаловал звания полководцев: духу в зеленом — полководца, проявляющего мудрость, в красном — отзывчивость, в белом — сочувствие, в черном — чувствующего совершенство и в желтом — грозного полководца. Жертвоприношения им совершались 5-го числа 5-й луны. В версии, зафиксированной в фантастич. романе XVI в. «Фэн шэнь яньи» («Возвышение в ранг духов»), указаны другие духи
вэнь-шэнь. По этой версии, мудрец и кудесник Цзян Цзы-я (
Цзян тай-гун) назначил повелителем эпидемий и главой приказа эпидемий (Вэнь-бу) Люй Юэ, надзирающим за эпидемиями на Востоке Чжоу Синя, на Западе — Ли Ци, на Юге — Чжу Тянь-линя и на Севере — Ян Вэнь-хуя. В поздних даос. соч. называют др. имена великих государей приказа эпидемий (Вэнь-бу да ди): Янь-гун-юаньшуай («главнокомандующий князь Янь»), Чжу фу лин гун («князь Чжу командующий управой»), Чжун чжэн Ли-ван («верный и прямой князь Ли»), Цао Да цзянцзюнь («великий полководец Цао») и семь обожествленных первых министров эпох Цзинь и Юанъ (Цзинь Юань ци сян), считающихся за одного повелителя. Известны их лубочные иконы. Жертвоприношения им делались тоже 5-го числа 5-й луны. К этой группе даос. божеств примыкает и черноликий
Вэнь юань-шуай, изображения к-рого помещались в даос. храмах. Существуют и иные духи эпидемий, но их всегда пять и они строго соответствуют сезонам года и сезонным поветриям. Таковы, напр., в поздних нар. верованиях пять духов вэнь-шэнь, именуемых У-юэ (букв. «пять пиков»), к-рым поклонялись в храме Саньи-гэ («Павильон трех верных») к югу от Пекина, моля избавить от заразных болезней и лихорадок, и приносили в жертву пять пшеничных блинов и цзинь (ок. 0,5 кг) мяса. По легенде, это были духи пяти звезд, посланные на землю
Юй-ди (Нефритовым государем), по имени: Тянь Бо-сюэ, Дун Хун-вэнь, Цай Вэнь-цзюй, Чжао У-чжэнь и Хуан Ин-ду. Они родились вновь уже на земле в разных местностях Китая в нач. VII в. и впоследствии были канонизированы в качестве духов эпидемий под титулом Сяншань уюэ-шэнь — Духи пяти пиков Ароматной горы.
Ст. опубл.: Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5 т. / Гл. ред. М.Л.Титаренко; Ин-т Дальнего Востока. - М.: Вост. лит., 2006 – . Т. 2. Мифология. Религия / ред. М.Л.Титаренко, Б.Л.Рифтин, А.И.Кобзев, А.Е.Лукьянов, Д.Г.Главева, С.М.Аникеева. - 2007. - 869 с. С. 414.