«пять государей», «пять божеств», «пять императоров», У тай («пять великих»). В китайской мифологии собирательное обозначение пяти мифологических персонажей, древними авторами по-разному расшифровывавшееся и встречающееся уже в
«Чжоу ли» («Чжоуская [книга] обрядов»), где говорится о жертвоприношениях
у ди. По одной версии,
у ди — это пять псевдоисторических (точнее — мифологических) правителей древности, по другой — пять небесных государей, по третьей — духи пяти стихий (
у син). По первой версии, сформулированной философом Ван Су (195–256), в число
у ди входят
Шао-хао (царь стихии металла),
Чжуань-сюй (царь стихии воды),
Ди Ку (царь стихии дерева), мудрый правитель
Яо (царь стихии огня) и его преемник
Шунь (царь стихии земли). В других источниках под
у ди понимают Желтого государя —
Хуан-ди, Чжуань-сюя, Ди Ку, Яо и Шуня, или Тай-хао,
Янь-ди, Хуан-ди, Шао-хао
и Чжуань-сюя. В нек-рых древних сочинениях
у ди — это первопредок
Фу-си, божественный земледелец
Шэнь-нун, Хуан-ди, Яо и Шунь. Существуют и др. варианты. По версии, сложившейся, видимо, к III в. до н.э.,
у ди — это пять небесных государей, символизирующих пять направлений (четыре стороны света и центр): владыка Востока Цин-ди (Сине-зеленый государь), т.е. дух по имени Лин-вэй-ян (Чудотворный, могущественный, глядящий вверх), воплощением его духа считается
Цин-лун (Сине-зеленый дракон) — символ Востока; владыка Юга Чи-ди (Красный государь, т.е. дух по имени Чи-бяо-ну («Красное пламя»), воплощением его духа считается
Чжу-няо (Красная птица) — символ Юга; владыка центра Хуан-ди, т.е. дух по имени Хань-шу-ню (Заглотивший стержень), воплощением его духа считается единорог
цилинь — символ центра; владыка Запада
Бай-ди (Белый государь), т.е. дух по имени Чжао-цзюй (Призывающий и отталкивающий), воплощением его духа считается
Бай-ху (Белый тигр); владыка Севера
Хэй-ди (Черный государь), т.е. дух по имени Е-гуан-цзи (Лист гармонии и света ?), воплощением к-рого считается
Сюань-у (Черно-красный воин - черепаха, перевитая змеей). Считалось, что у каждого из
у ди есть свой помощник: у владыки Востока —
Гоу-ман, у владыки Юга —
Чжу-жун, у владыки Центра —
Хоу-ту, у владыки Запада —
Жу-шоу, у владыки Севера —
Сюань-мин. Термин
у ди употребляется также как обозначение абстрактных духов пяти стихий, т.к. считалось, что пяти стихиям (дерево, огонь, почва/земля, металл, вода) на небе соответствуют
у ди, а на земле
у шэнь («пять духов»).
У ди в первом значении (как пять мифич. государей-первопредков) обычно употребляется в паре с термином
сань хуан («три государя») в выражении
сань хуан у ди.
Источники:
Сыма Цянь. Исторические записки. Т. 1. М., 2001, указ.
Литература:
Ян Куань. Чжунго шангу ши дао лунь (Введение в древнейшую историю Китая) // Гу ши бянь (Спорные вопросы древней истории). Т. 7, ч. I. Шанхай, 1941, с. 246–269.
Автор: Рифтин Б.Л.
Источники:
Древнекитайская философия. Т. 1, 2. М., 1972, 1973, указ.; Древнекитайская философия. Эпоха Хань. М., 1990, с. 231 – 232, 331, указ.; Люйши чуньцю (Весны и осени господина Люя).
Лао-цзы. Дао дэ цзин (Трактат о пути и доблести) / Пер. Г.А.Ткаченко. М., 2001, с. 101, 115 – 116, указ.; Философы из Хуайнани (Хуайнаньцзы) / Пер. Л.Е.Померанцевой. М., 2004, с. 53, 103 – 105, указ.; Каталог гор и морей (Шань хай цзин) / Пер. Э.М.Яншиной. М., 2004, указ.
Литература:
Ткаченко Г.А. Космос, музыка, ритуал: миф и эстетика в «Люй-ши чуньцю». М., 1990;
Юань Кэ. Мифы древнего Китая. М., 1985, указ.;
он же. Чжунго шэньхуа чуаньшо цыдянь (Словарь китайских мифов и преданий). Шанхай, 1985, с. 71.
См. также
Троично-пятеричная модель мира.
Сост. библ.: Кобзев А.И.
Ст. опубл.: Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5 т. / Гл. ред. М.Л.Титаренко; Ин-т Дальнего Востока. - М.: Вост. лит., 2006 – . Т. 2. Мифология. Религия / ред. М.Л.Титаренко, Б.Л.Рифтин, А.И.Кобзев, А.Е.Лукьянов, Д.Г.Главева, С.М.Аникеева. - 2007. - 869 с. С. 625.