в китайской мифологии божество земли. Первые упоминания о Хоу-ту имеются в
«Ли цзи» («Записки о благопристойности»/«Книга обрядов», IV–II вв. до н.э.) и
«Шу цзин» («Канон письмен»/«Книга исторических преданий», древнейшие части XIV–XI вв. до н.э.). Хоу-ту считался праправнуком бога солнца
Янь-ди. В нек-рых текстах он — сын (внук)
Гун-гуна по имени Кан-хуй. Хоу-ту — божество земли всей страны в отличие от духов земли отд. местностей (
ту-ди). Офиц. жертвоприношения Хоу-ту были введены в 113 до н.э. (см.
Хань У-ди), проводились в сев. предместье столицы. Хоу-ту изображали с веревкой в руках, считалось, что он управляет сторонами света. Его же считали правителем столицы мрака (в загробном мире, см.
Ю-ду). В более поздние времена (после эпохи Тан) Хоу-ту стал восприниматься как женское божество, к имени Хоу-ту в народе стали добавлять титул
нян-нян (букв. «матушка»). Первоначально жертвоприношения Хоу-ту совершал император, позднее, видимо, после Х в. в народе стали обращаться к Хоу-ту с молением о долголетии, жертвоприношения Хоу-ту входили и в похоронный обряд.
Литература:
Ли Цяо. Чжунго миньцзянь чжу шэнь (Китайские народные божества). Шицзячжуан, 1986, с. 187–193;
Werner E.T.C. A Dictionary of Chinese Mythology. Shanghai, 1932, p. 160.
Ст. опубл.: Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5 т. / Гл. ред. М.Л.Титаренко; Ин-т Дальнего Востока. - М.: Вост. лит., 2006 – . Т. 2. Мифология. Религия / ред. М.Л.Титаренко, Б.Л.Рифтин, А.И.Кобзев, А.Е.Лукьянов, Д.Г.Главева, С.М.Аникеева. - 2007. - 869 с. С. 659.