祝融, вар. озвучания Чжу-юн. В древнекитайской мифологии божество огня (отсюда рус. пер. «Заклинающий свет», «Заклинающий огонь»). Согласно древним комментариям, Чжу-жун означает «Большой свет», по историографу Бань Гу (I в.) — «продолжатель [дела мифических государей древности]». Япон. историк Мори Ясутаро расшифровывает Чжу-жун как «огненная змея». Согласно
«Шань хай цзину» («Книга гор и морей»), Чжу-жун — существо с туловищем зверя и лицом человека (по нек-рым расшифровкам, у него глаза пчелы и свиное рыло). Он считался управителем юга (т.к. юг связан с огнем), разъезжал стоя сразу на двух драконах (
лун). Однажды Чжу-жун спустился с неба на землю, поселился на реке Цзян и породил духа вод
Гун-гуна, борьба с к-рым занимала, видимо, большое место в древней мифологии (возможно, здесь отражен традиц. мотив боя отца с сыном). В древнекит. летописной традиции Чжу-жун — внук государя
Чжуань-сюя, образ его контаминируется с повелителем огня Ли. Чжу-жун почитался также в качестве помощника бога
Янь-ди — божества лета и в качестве божества Южного моря.
Источники:
Каталог гор и морей (Шань хай цзин). М., 2004, с. 125, 151, 164.
Литература:
Юань Кэ. Мифы древнего Китая. М., 1987, указ.;
Мори Ясутаро. Чжу-жун као (Разыскания о Чжу-жуне) //
Мори Ясутаро. Чжунго гудай шэньхуа яньцзю (Исследования древних мифов Китая). Тайбэй, 1974, с. 1–11;
Юань Кэ. Чжунго шэньхуа чуаньшо цыдянь (Словарь китайских мифов и преданий). Шанхай, 1985, с. 297–298.
Автор: Рифтин Б.Л.
Источники:
Философы из Хуайнани (Хуайнаньцзы) / Пер. Л.Е.Померанцевой. М., 2004, с. 103.
Литература:
Яншина Э.М. Формирование и развитие древнекитайской мифологии. М., 1984, указ.
Сост. библ.: Кобзев А.И.
Ст. опубл.: Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5 т. / Гл. ред. М.Л.Титаренко; Ин-т Дальнего Востока. - М.: Вост. лит., 2006 – . Т. 2. Мифология. Религия / ред. М.Л.Титаренко, Б.Л.Рифтин, А.И.Кобзев, А.Е.Лукьянов, Д.Г.Главева, С.М.Аникеева. - 2007. - 869 с. С. 725.