太平經 «Канон Великого равновесия (равенства, благоденствия)». Один из важнейших даосских (см.
Даосизм) текстов, формирование к-рого относится к первым векам н.э. В сб. даосских текстов
«Дао цзан» представлены две версии «Тай пин цзина» — книга в 170 главах (сохранилось 57) и ее резюме, т.н.
чао, в 10 главах, пронумерованных циклическими знаками десятеричного набора. Обнаруженная в Дуньхуане (пров. Ганьсу, 1910) рукопись «Тай пин цзина» с полным оглавлением удостоверяет тождественность совр. текста с текстом кон. VI в., тогда как
чао был составлен Люйцю Фан-юанем в IX в.
Самая ранняя из не дошедших до нас версий «Тай пин цзина» носила название «Тянь гуань ли бао юань тай пин цзин» («Дарованный небесным чиновником, основанный на календаре и объемлющий изначальное канон Великого благоденствия»). Трактат был преподнесен Чэн-ди (32–1 до н.э.), правителю царства Хань. При императоре Шунь-ди (126–145 н.э.) двору был представлен трактат «Тай пин цин лин шу» («Книга чистого правления Великого благоденствия»), принадлежащий даосу Юй Цзи (Гань Цзи). Видимо, учение, изложенное в этом тексте, легло в основу идеологии восстания Желтых повязок во главе с Чжан Цзю-э (184). Согласно докладу сановника Сян Кая, в трактате говорилось о необходимости почитания Неба и Земли (см.
Сань цай,
Тянь), приведении жизни в соответствие с «пятью первоэлементами» (
у син) и содержались наставления по достижению процветания гос-ва. Даосской традиции известен также «Канон о вмещающем пределе Великого благоденствия» («Тай пин дун цзи цзин»), к-рый якобы был вручен божеством Лао-цзюнем (см.
Лао-цзы) основателю школы
чжэнъи-дао — «Небесному наставнику» (
тянь ши) Чжан Дао-лину (I–II вв.). Все эти тексты в той или иной мере легли в основание «Тай пин цзина», появившегося к концу VI в.
Канон провозглашает идеалом установление на земле царства «Великого благоденствия», или «Великого равновесия» (т
ай пин), понимаемого как об-во абс. гармонии, базирующейся на имитации гармонии космоса, уравнительном распределении, свободном обращении продуктов производства и равновесии всех интересов и потребностей. Согласно «Тай пин цзину», этот идеал был реализован в «совершенной древности» (
шан гу), но позже был утрачен. Несмотря на сильную эгалитарную тенденцию, учение «Тай пин цзина» предполагает абс. власть сакрализованного монарха и довольно жесткую социальную иерархию, источником к-рой считается иерархия природных сил. Восстановление древних порядков возможно благодаря откровению «Небесного наставника» — божеств. существа. Значит. место отводится рассуждениям о методах обретения долголетия и бессмертия, учение о к-ром, как и вся идеология «Тай пин цзина», основано на космологич. представлениях о мировой гармонии и свободной циркуляции первосубстанции — «изнач. пневмы» (
юань ци; см.
Ци [1]). В целом философия «Тай пин цзина» имеет натуралистический и натурфилософский характер. Вместе с тем религиозный аспект изложенного в трактате учения сохраняет мн. черты архаических форм религии (в особенности магии). Пророческо-мессианские элементы идеологии «Тай пин цзина» свидетельствуют о ее связи с традицией ханьских «апокрифов» (
чэнь вэй).
Трактат оказал значительное воздействие на развитие даосской утопической мысли, на идеологию крестьянских движений вплоть до
тайпинов (XIX в.). Определенное влияние уравнительных идей «Тай пин цзина» прослеживается во взглядах кит. реформаторов кон. XIX — нач. XX в. (см.
Кан Ю-вэй,
Лян Ци-чао,
Тань Сы-тун).
Источники: Ван Мин. Тай пин цзин хэ цзяо (Сводный текст «Тай пин цзина»). Пекин, 1960; Тай пин цзин (Каноническая книга Великого благоденствия) / Пер. Е.А. Торчинова, С.Ф. Лейкина // НАА. 1989, № 5; Тай пин цзин (фрагмент) / Вступительная статья и пер. Е.П. Синицына // Древнекитайская философия. Эпоха Хань. М., 1990.
Литература: Лейкин С.Ф. Условия достижения «Великого благоденствия» в «Тай пин цзине» // XXI НК ОГК. Ч. 1. М., 1990;
Kaltenmark M. The Ideology of the T’ai-p’ing ching // Facets of Taoism. New Haven–L., 1979.
Ст. опубл.: Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5 т. / Гл. ред. М.Л.Титаренко; Ин-т Дальнего Востока. - М.: Вост. лит., 2006. Т. 1. Философия / ред. М.Л.Титаренко, А.И.Кобзев, А.Е.Лукьянов. - 2006. - 727 с. С. 424.