修身 «самосовершенствование», «совершенствование тела/личности». Принятое гл. обр. в
конфуцианстве обозначение активности, нацеленной на приведение личности в соответствие с задачей максимальной самореализации в поддержании социальной и вселенской гармонии. Содержание понятия
сю шэнь опирается на традиционное для кит. философии и культуры представление о личности как нерасчленимой при жизни психосоматическо-духовной целостности —
шэнь [
2] («тело»). Вследствие этого личное совершенствование в конф. идеологии рассматривалось как «обработка», «обтесывание» (
сю [
1]) данного от природы «тела/личности». Впервые термин
сю шэнь появился, видимо, в трактате
«Мо-цзы» (V–III вв. до н.э.) для обозначения подвергнутого критике конф. подхода к воспитанию и самовоспитанию (у
Конфуция в
«Лунь юе» речь шла о пагубных последствиях такой ситуации, когда «благодать/добродетель не совершенствуется» —
дэ чжи бу сю [VII, 3]). В конф. мысли термин
сю шэнь утвердился начиная с трактатов «Мэн-цзы» (IV–III вв. до н.э.; см.
Мэн-цзы), «Сюнь-цзы» (IV–III вв. до н.э.; см.
Сюнь-цзы) и
«Да сюэ» (V–II вв. до н.э.). Мэн-цзы полагал «совершенствование тела» средством «установления [должного] предопределения (
мин [1])» (VII A, 1), предписывал «каждодневное совершенствование (
сю [
1]) в сыновней почтительности и братской любви (
сяо ти), верности (
чжун [
2]; см.
Чжун шу) и благонадежности (
синь [2])». В «Сюнь-цзы» назв.
сю шэнь носит одна из глав, в к-рой излагаются взгляды автора на цели, задачи, средства и пути самовоспитания. В «Да сюэ»
сю шэнь фигурирует как одно из «восьми основоположений» — четвертая ступень иерархич. пирамиды взаимообусловленных задач индивидуума, соотнесенных с его нравств., интеллектуальным, духовным ростом и с повышением социальной ответственности от персонального уровня до уровней семьи и Поднебесной (социума). Термин
сю шэнь широко вошел в кит. культуру, его исходные конф. трактовки были развиты в
неоконфуцианстве и оказали воздействие на средневековую даос. мысль (см.
Син [1]).
Литература:
Кобзев А.И. Учение Ван Янмина и классическая китайская философия. М., 1983, с. 151–182;
Ivanhoe P.J. Confucian Moral Self Cultivation. 2
nd ed. Atlanta, 2000.
Ст. опубл.: Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5 т. / Гл. ред. М.Л.Титаренко; Ин-т Дальнего Востока. - М.: Вост. лит., 2006. Т. 1. Философия / ред. М.Л.Титаренко, А.И.Кобзев, А.Е.Лукьянов. - 2006. - 727 с. С.419.