忠恕 преданность/верность/честность и взаимность/великодушие/отзывчивость.
Пара категорий конф. этики (см.
Конфуцианство), подразумевающая осуществление «золотого правила» морали. Согласно
«Лунь юю» (V в.), «преданность» (
чжун [
1]) означает «утверждать других в том, в чем желаешь утвердиться сам, подвигать других на то, на что желаешь подвигнуться сам» (VI, 28). Там же понятие «отзывчивость» (
шу [
3]) устами
Конфуция объявляется всеобъемлющей характеристикой должного поведения человека и раскрывается в апофатич. формулировке «золотого правила»: «Чего не желаешь себе, того не навязывай другим» (XV, 23). В «Лунь юе» оба понятия объединяются в бином
чжун шу учеником Конфуция — Цзэн-цзы, в высказываниях к-рого
чжун шу предстает условием «пути (
дао) мужа» (IV, 15). В целом
чжун шу выступают у Конфуция способами реализации «гуманности» (
жэнь [2]). Это положение отчетливо высказано
Мэн-цзы в отношении «взаимности/великодушия» (VII, А4). Впоследствии «преданность» стала пониматься как гл.обр. принцип отношения нижестоящего к вышестоящему. Согласно комментарию
Чжу Си (XII в.) к «Лунь юю» (IV, 15), преданность есть «исчерпание себя» (
цзинь цзи) — максимальная самореализация в своем отношении к людям, тогда как «отзывчивость» — «распространение себя» (т.е. отношения к себе) на другого человека.
Литература:
Wu Yi. Chinese Philosophical Terms. Lanham, L., 1986, p. 54 – 55, 76 – 81.
Ст. опубл.: Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5 т. / Гл. ред. М.Л.Титаренко; Ин-т Дальнего Востока. - М.: Вост. лит., 2006. Т. 1. Философия / ред. М.Л.Титаренко, А.И.Кобзев, А.Е.Лукьянов. - 2006. - 727 с. С. 591-592.