望都墓, гробница из Ванду — один из важнейших памятников кит. изобразительного искусства эпохи Хань (III в. до н.э. — III в. н.э.).
Открытая в 1952 на терр. совр. уезда Вандусянь
望都縣 (пров. Хэбэй, ок. 150 км к юго-западу от Пекина), эта гробница содержит стенописи, относящиеся к числу шедевров др.-кит. монументальной живописи. Традиция национальной монументальной живописи (
би хуа 壁畫) возводится в письменных источниках к эпохе Чжоу (XI–III вв. до н.э.), в рамках к-рой упоминается неск. украшенных стенописными картинами святилищ. В литературных произведениях эпохи Хань, напр., в оде «Лингуандянь фу»
靈光殿賦 («Ода [о] Дворце чудесного сияния»)
Ван Янь-шоу 王延壽 (II в.) есть развернутые описания стенописных композиций, из к-рых явствует, что в то время существовала не только культовая, но и светская монументальная живопись, допускавшая создание панорамных многофигурных картин. Достоверность письменных сведений частично подтвердилась при обследовании (1980-е) руин дворца первого кит. императора
Цинь Ши-хуан (ди)
秦始皇 (帝) (221–210 до н.э.). Были найдены куски стен с целыми или фрагментарными изображениями колесниц, стражников, растений и животных, к-рые, по мнению специалистов, изначально входили в композиции придворных выездов и др. подобных сцен, изображенных на фоне паркового ансамбля или охотничьих угодий. Фигуры людей и животных были выполнены черными контурными линиями и раскрашены в неск. цветов. Часть растений оказалась исполненной без контурных линий, т.е. в технике, близкой к т.наз. бескостному методу (
мэй-гу 沒骨), возникновение к-рого прежде связывалось со станковой живописью VIII–Х вв. Обнаружены также следы использования еще более сложной живописной техники, к-рая позволяла посредством специального сочетания линии и цветового пятна добиваться оптического эффекта рельефного и даже трехмерного изображения.
Тем не менее, подлинная история кит. монументальной живописи прослеживается лишь со 2-й пол. I в. и только в отношении традиции росписи погребений. Такая практика, видимо, возникла в связи с появлением гробниц особого конструктивного типа — со стенами, облицованными т.наз. кирпичами — крупными (ок. 50x100 см) керамическими блоками. Росписи исполнены непосредственно по керамической или же грунтованной поверхности. В первом случае на каждом блоке чаще всего изображали отдельную сцену, и тогда получалась своего рода живописная «галерея». Известна гробница, живописное убранство к-рой состоит из 64 расписанных блоков. Во втором случае на облицовку наносили толстый слой глины, смешанной с гипсом, что позволяло исполнять композиции, покрывающие всю стену или ее б
ольшую часть. Роспись производили исключительно по сухому грунту, что принципиально отличает кит. монументальную живопись от европ. фресок. Независимо от наличия грунта, процесс осуществлялся по единой схеме: на фон наносили красной краской контуры изображений, к-рые затем раскрашивали и вновь обводили по контуру, но уже черной краской. Др.-кит. мастера располагали достаточно богатой палитрой красок, состоявшей из пяти цветов — красного, голубого, желтого, зеленого, коричневого и их оттенков.
Древнейшие ныне открытые гробницы со стенописями относятся ко 2-й пол. I в. и находятся в окрестностях совр. г. Лояна (пров. Хэнань), т.е. в местности, входившей в столичный регион имп. Хань. На протяжении I–II вв. погребальная живопись, по-видимому, столь же прочно внедрилась в похоронную обрядность периферийных районов страны — северо-восточных (совр. пров. Ляонин, Хэбэй), северных (юг совр. Внутренней Монголии) и северо-западных (пров. Ганьсу), хотя остается не ясным, чем объясняется такая ее география. Сегодня известно более 200 гробниц такого рода, сохранивших немало поистине выдающихся произведений изобразительного искусства, напр., композиции, вошедшие в историю культуры под названиями «Выезд колесниц» («Чэ ма чусин ту»
車馬出行圖, 176 г.) и «Музыкальные и танцевальные представления» («Лэу байси ту»
樂舞百戲圖, 80x110 см). Первая них обнаружена (1971) в погребении на терр. совр. уезда Аньпинсянь
安平縣 (вост. часть пров. Хэбэй) и представляет собой грандиозную сцену из четырех фризов, заполненных изображениями 94 колесниц. Вторая картина, украшавшая погребение, открытое на терр. Внутр. Монголии, запечатлела расположенные горизонтальными фризами сцены музыкальных и танцевальных представлений. В др.-кит. погребальных росписях часто обыгрываются историко-легендарные и религиозно-мифологич. сюжеты, включая изображения божеств, мифич. существ и ритуальных церемоний. Независимо от содержания, стенописным картинам свойственны горизонтальное расположение сцен, распадающихся на ряд относительно самостоятельных композиций, и вытекающая из этого способа построения дискретность худ. пространства.
К концу дин. Хань содержание погребальной живописи несколько изменилось за счет роста популярности сцен жанрово-повествовательного характера, что повлекло за собой индивидуализацию персонажей. Особое распространение получили т. наз. сцены процессий, образованные фигурами следующих друг за другом или участвующих в одном действии людей. Именно картина из Ванду выступает самым ярким их образцом, обладая принципиально новыми худ. достоинствами. Расположенная в верхней части стены длинного коридора, ведущего к погребальной камере, она изображает восьмерых мужчин, облаченных в ритуальные одеяния и словно бы медленно шествующих в похоронной процессии. Фигуры персонажей обведены черными линиями и раскрашены красной, голубой и желтой красками, их позы естественны и раскованы, каждый образ наделен индивидуальными приметами, а лица нарисованы так, что ощущается чувство скорби, охватившее участников процессии. Отмеченные черты картины из Ванду показывают, что к III в. в кит. погребальной живописи сложилась подлинная концепция портрета.
Литература:
Виноградова Н.А.
Искусство
Китая. Альбом. М., 1988;
Городецкая О.И. Об истоках формирования портрета в Китае // XXIV НК ОГК. Ч. 1. М., 1993;
Кравцова М.Е. История искусства Китая. СПб., 2004;
Ван Жэнь-бо, Чжань Янь-хао, Ло Чжун-минь, Ли Си-син. Цинь Хань вэньхуа (Культура эпох Цинь и Хань). Шанхай, 2001;
Лоян гуму боугуань (Лоянский Музей гробниц). Лоян, 1987; Чжунго да бай кэ цюаньшу (Энциклопедия китайской археологии). Пекин–Шанхай, 1986–1988; Чжунго и хай (Море китайского искусства). Шанхай, 1994; Чжунго мэйшу цюаньцзи. Хуйхуа бянь (Полное собрание произведений китайского искусства. Живопись). Т. 1. Пекин, 1986; Чжунго хуйхуа цюаньцзи (Полное собрание произведений китайской живописи). Т. 1. Ханчжоу, 1997; Arts of China. Vol. 1. Tokyo, 1968;
Fontein J., Wu Tung. Unearthing China’s Past. Bost., 1973;
Giles H. An Introduction to the History of Chinese Pictorial Art. Shanghai, 1918;
Lancman E. Chinese Portraiture. Tokyo. 1966;
Schloss E. Art of the Han. N.Y., 1979;
Wu Hong. Art and Architecture of the Warring States period // The Cambridge History of Ancient China. From the Origins of Civilization to 221 B. C. / Ed. by M. Loewe, Ed.L. Shaughnessy. N.Y., 1999.
Ст. опубл.: Духовная
культура Китая: энциклопедия: в 5 т. / гл. ред. М.Л. Титаренко; Ин-т Дальнего Востока. — М.: Вост. лит., 2006–. Т. 6 (дополнительный). Искусство / ред. М.Л. Титаренко и др. — 2010. — 1031 с. С. 532-535.