гун-фу [
1]
功夫,
гун-фу [
2]
工夫 — высшее мастерство, умелая работа, подвижничество. Понятие китайской культуры. Впервые встречается, видимо, в трактате
Гэ Хуна (II–III вв.)
«Бао-пу-цзы». Там фигурируют два омонимичных сочетания иероглифов:
гун-фу [
1], где первый иероглиф
гун [
3] имеет значения «деяние», «действие», «достижение», «мастерство», «работа», и
гун-фу [
2], где
гун [
5] означает «работу», «ремесло», «мастерство». Кит. толковые словари нового времени рассматривают
гун-фу [
1] и
гун-фу [
2] как синонимы. В «Бао-пу-цзы» различные написания, возможно, подразумевали разные оттенки двух осн. значений, в к-рых там употреблялось это слово: «долгая работа» и «время, проведенное с высоким искусством». В историч. соч. V в. «Нань Ци шу» («Книга [об эпохе] Южная Ци»)
гун-фу [
1] означает «учение», «достижение». В
неоконфуцианстве гун-фу [
2] осмыслялось как «нравств. усилие», ведущее к духовной самореализации, самораскрытию, внутр. озарению. Особую популярность и общекультурную значимость понятие
гун-фу [
1] приобрело в XVIII–XIX вв. в мистич., а затем в нар. школах медитативного «внутр. искусства» (
нэй гун) и одном из направлений боевых искусств —
у-шу, известном под названием «внутр. семья» (
нэй цзя). Адепты этих течений, сочетая пассивно-медитативную практику с физич. упражнениями и соблюдением гигиенич. предписаний, были нацелены на «пестование природных свойств» и «просветление изнач. лика» человека. Слово
гун-фу [
1] употреблялось в двух осн. смыслах: высшее откровение на пути самопостижения, обретение мастерства как способности духа принимать чудо мира и доверять (см.
синь [2]) ему; совокупность времени и усилий, затраченных на достижение такого мастерства.
Во «внутр. семье» понятие
гун-фу [
1] корреспондировало с понятием
тянь гун — «небесное мастерство». Зачастую эти термины в трудах теоретиков
нэй цзя использовались как взаимозаменяемые. Тем самым подчеркивался смысл
гун-фу [
1] как высшего мастерства, имеющего космич. («небесное») звучание и происхождение: оно спонтанно воплощается на земле через ряд «пресветлых учителей» (
мин ши) «внутр. искусства». Такое толкование связано с представлением о «работе
дао», «к-рое ничего не делает, но все вершится само по себе» (
«Дао дэ цзин»),а также с даосской антиномикой эстетизированной «праздности» как высокой работы духа и противоположной ей «внеш.» механич. работы. В
у-шу в связи с этим
гун-фу [
1] понималось как проникновение во внутр. изнач. природу вещей и явлений через практику боевых искусств, в результате к-рой постепенно преодолеваются «внеш. формы» и рождается истинное «внутр. искусство».
Со временем под
гун-фу [
1] стали понимать вообще боевые искусства (оно стало синонимично слову
у-шу) и традиц. системы психофизиологич. саморегуляции (
ци-гун). Произошло это под воздействием формализаторских тенденций в
у-шу и утраты им духовных традиций в кон. XIX в. Свою боевую практику именовали
гун-фу [
1] восставшие ихэтуани (1889–1901). Этот же термин широко распространился в качестве синонима
у-шу в приморских и южных р-нах пров. Гуандун, Чжэцзян, Фуцзянь. С волной иммиграции в нач. 50-х гг. XX в. термин
гун-фу [
1] проник на Запад, где его искаженные транскрипции — «кунфу», «кунг-фу» и т.п. стали обозначать все китайские, а порой и все азиатские боевые искусства. Под этим термином понимаются также конкретные методики тренировки (напр., шаолиньское направление
у-шу включает 72 вида
гун-фу [
1], где
гун-фу [
1] — комплекс методов укрепления костей, мышц, отработки ударов и т.п.). Др. совр. значения
гун-фу [
1] и [
2] — «время», «свободное время», «труд», «работа», «опыт», «тренированность».
Литература: Малявин В. Гунфу: действительность мифа (о китайской традиции ушу) // Наука и религия. 1988, № 9;
Сунь Фу-цюань. Цюань и шу чжэнь (Истинное описание смысла кулачного искусства). [Б.м., б.г.];
Чэнь Синь. Тайцзицюань лунь фэньлэй дяолюй (Классифицированные записки по теории тайцзицюань) // Тайцзицюань цюань шу (Кулачное искусство тайцзицюань). Пекин, 1990.
См. ст.
Боевые искусства.
Ст. опубл.: Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5 т. / Гл. ред. М.Л.Титаренко; Ин-т Дальнего Востока. - М.: Вост. лит., 2006. Т. 1. Философия / ред. М.Л.Титаренко, А.И.Кобзев, А.Е.Лукьянов. - 2006. - 727 с. С. 212-213.