葛洪, Гэ Чжи-чуань,
Гэ Хун (283/284 - 343/363)прозвище Бао-пу-цзы (Мудрец, Объемлющий первозданную простоту). 283/284 — 343/363. Даосский философ и ученый (см.
Даосизм), автор трактата
«Бао-пу-цзы», теоретик «учения о бессмертии» (
сянь-сюэ). Согласно Гэ Хуну, человек может достичь физического бессмертия и святости, проявляющейся в сверхъестественных способностях, посредством определенной религиозной практики (гимнастических и дыхательных упражнений, созерцания) и
алхимии (
лянь дань шу,
цзинь дань). Вместе с тем Гэ Хун отрицал возможность бессмертия души как отличной от тела духовной субстанции. Теоретической основой алхимии Гэ Хуна является признание единства мира, наличия всеобщей связи всех его явлений и универсальности трансформаций и перемен. Гэ Хун верил в возможность трансмутации металлов и получения искусственного золота, одновременно являющегося эликсиром бессмертия. Роль такого эликсира могли играть и др. вещества, в первую очередь киноварь. Трактат Гэ Хуна помимо обширного эмпирич. материала в обл. химии содержит также ценные сведения по традиционной китайской фармакологии. Элементы научного знания тесно переплетены в философии Гэ Хуна с магией, оккультизмом и
астрологией.
Онтологич. воззрения Гэ Хуна основаны на учении о
дао как «сокровенной» (
сюань) первооснове всего сущего, порождающей эмпирич. мир и проявляющейся в конкр. вещах, в т.ч. теле человека, в качестве «истинного единого» (
чжэнь и). Созерцание «истинного единого» у Гэ Хуна — важный элемент религиозной практики, связанный с учением о парафизиологических структурах человеческого организма — «киноварных полях» (
дань тянь), своеобразных резервуарах жизненной силы. Гэ Хун сочетал даосское учение с социальной доктриной
конфуцианства, изложению к-рой посвящены «внешние» (комментирующие) главы (
вай пянь) его трактата. В полемике с даосским вольнодумцем
Бао Цзин-янем Гэ Хун с конфуцианских позиций отстаивал вечность и незыблемость социального неравенства, сакральный характер монархич. власти и гос-ва.
Разработка Гэ Хуном «учения о бессмертии» оказала сильное влияние на развитие доктрин средневек. даосизма и традиц. форм естествознания, а наличие в трактате «Бао-пу-цзы» перечня всех известных ему даос. сочинений позволяет отнести его к предшественникам составителей «Даосской сокровищницы» (
«Дао цзан»). Гэ Хун традиционно считается также автором агиографич. соч. «Шэнь сянь чжуань» («Жизнеописания святых-бессмертных»), но подлинность его авторства не доказана.
Источники: Гэ Хун. Баопу-цзы / Пер., коммент., предисл. Е.А. Торчинова. СПб., 1999.
Литература: Торчинов Е.А. Основные направления эволюции даосизма в период Лючао (по материалам трактата Гэ Хуна «Баопу-цзы») // Дао и даосизм в Китае. М., 1982;
он же. Трактат Гэ Хуна «Баопу-цзы» как источник по изучению даосизма периода Лючао // Актуальные проблемы изучения истории религии и атеизма. Л., 1980;
он же. Учение Гэ Хуна о дао: человек и природа // Проблема человека в традиционных китайских учениях. М., 1983.
Ст. опубл.: Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5 т. / Гл. ред. М.Л.Титаренко; Ин-т Дальнего Востока. - М.: Вост. лит., 2006. Т. 1. Философия / ред. М.Л.Титаренко, А.И.Кобзев, А.Е.Лукьянов. - 2006. - 727 с. С. 217.