鲍敬言,III–IV вв.? Даосский философ. Единственным источником, в к-ром он упоминается, является гл. 48 трактата
Гэ Хуна (III–IV вв.) «Баопу-цзы», содержащая изложение учения Бао Цзин-яня и развернутую критику его идей. Существует предположение, что Бао Цзин-янь — персонаж, вымышленный Гэ Хуном в полемич. целях.
Развивая социальную утопию раннего
даосизма, Бао Цзин-янь довел ее до логич. завершения, создав «учение о безвластии» (
у цзюнь лунь). Он отрицал естественность и правомерность существования гос-ва, социального и имуществ. неравенства, эксплуатации, считая, что все эти ин-ты и нормы появились в результате извращения естеств. принципов поведения и отступления от
дао. Бао Цзин-янь был единств. из философов древнего и средневек. Китая, отрицавшим монархию и необходимость в правителе. Его идеалом была мифич. древность: тогда все люди жили в единстве с природой, без гос-ва, собственности и угнетения; позже с утратой
дао хитроумные и сильные обманом и принуждением заставляли работать на себя простодушных и слабых. Резкой критике Бао Цзин-янь подвергал войны и образ жизни господствующих классов. Социальное учение Бао Цзин-яня представляет собой наиболее радикальное выражение даосских доктрин «недеяния» (
у вэй) и «естественности» (
цзы жань).
Литература:
Торчинов Е.А. Древнекитайский вольнодумец Бао Цзин-янь // Актуальные проблемы изучения истории религии и атеизма. Л., 1981.
См. также лит-ру к ст.
Гэ Хун.
Ст. опубл.: Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5 т. / Гл. ред. М.Л.Титаренко; Ин-т Дальнего Востока. - М.: Вост. лит., 2006. Т. 1. Философия / ред. М.Л.Титаренко, А.И.Кобзев, А.Е.Лукьянов. - 2006. - 727 с. С. 153.