黄帝 Желтый предок, Желтый государь, Желтый император. В древнекитайской мифологии культурный герой. Возможно, что Хуан-ди как «Желтый государь» есть относительно более поздняя интерпретация омонимического сочетания Хуан-ди, означающего «Блестящий (испускающий свет) государь», «августейший правитель» (точка зрения кит. исследователей Юань Кэ и Ду Эр-вэя). Вместе с тем Хуан-ди считался олицетворением магических сил земли, отсюда его связь с желтым цветом лессовых почв. Высказывались предположения, что Хуан-ди связан с тотемами медведя (Юань Кэ),
цзяо — «червя», «вид дракона» (Люй Чжэнь-юй),
юань — «большая черепаха», «драконоподобная ящерица» (Ли Янь). По мнению япон. ученого Мори Ясутаро, культ Хуан-ди первоначально сложился у рода Чэнь, где Хуан-ди почитался в качестве драконоподобного божества грома. В различных описаниях Хуан-ди в сочинениях рубежа н.э. есть черты, роднящие его с драконом (
лун), как одним из основных тотемов предков китайцев.
Считается, что родовой фамилией Хуан-ди была Гуньсунь, его имя Сянь-юань (от
сянь — «колесница» и
юань — «оглобля»). Возможно, что в этом имени зафиксирован один из подвигов Хуан-ди — изобретение колесницы. Некоторые ученые, однако, видят здесь связь с астральными представлениями о Хуан-ди как о созвездии, напоминающем большую колесницу (В. Мюнке). По преданию, Хуан-ди был зачат от луча молнии, родившись, сразу начал говорить. Хуан-ди был высокого роста (более девяти
чи — ок. 3 м), имел лик дракона, солнечный рог, четыре глаза или четыре лица. Четырехглазость или четырехликость Хуан-ди может быть истолкована как отражение четырехчленной модели мира, характерной для древнекит. мифологии. Вместе с тем четырехглазость Хуан-ди, возможно, указывает на изначально шаманский характер этого образа (связь с четырехглазой шаманской маской древних китайцев). По системе представлений, сложившихся к VI в. до н.э., Хуан-ди — один из пяти богов, правителей сторон света — божество центра, фактически верховное небесное божество. Вероятно, здесь произошла контаминация образа первопредка Хуан-ди с образом безымянного верховного владыки
Шан-ди. Одновременно земная столица Хуан-ди как верховного божества стала локализоваться в священных горах
Куньлунь.
Хуан-ди приписывается изобретение топора, ступки, лука и стрел, платья и туфель. Он научил людей отливать колокола и треножники, рыть колодцы, мастерить телеги и лодки, нек-рые музыкальные инструменты (считалось, что он сделал чудесный барабан из шкуры бога грома). С его именем традиция связывает также продолжение деятельности
Шэнь-нуна по определению лекарственных свойств растений и начало врачевания и медицины как науки (первый медицинский трактат древнего Китая назван
«Хуан-ди нэй цзин» — «Книга/Канон Хуан-ди о внутреннем», III-I вв. до н.э.). Согласно мифологич. преданиям, сподвижник Хуан-ди по имени
Цан-цзе изобрел иероглифическую письменность, а
Жун Чэн создал календарь. По некоторым источникам, Хуан-ди первый установил различия в одежде для мужчин и женщин (
«Хуайнань-цзы» — «[Трактат] Учителя из Хуайнани», II в. до н.э.). Хуан-ди был искусен во владении копьем и щитом и собирался покарать всех правителей, не явившихся к нему с данью. Однако, узнав о его намерениях, все пришли с дарами. Один только правитель юга — бог солнца
Янь-ди (по нек-рым версиям, брат Хуан-ди) не пожелал подчиниться. Тогда Хуан-ди собрал тигров, барсов, медведей и других хищных зверей и сразился с Янь-ди под Баньцюань. Хуан-ди вышел победителем. В филос. текстах эта война интерпретировалась как война между дождем, водой и огнем (Хуан-ди — вода, Янь-ди — огонь,
«Люй-ши чунь цю» — «Вёсны и осени господина Люя», III в. до н.э.), что, возможно, отражает древнейшие мифологич. воззрения. После победы над Янь-ди непокоренным остался лишь один
Чи-ю, потомок Янь-ди, к-рого Хуан-ди затем победил в битве при Чжолу и казнил. Хуан-ди никогда не пребывал в покое, он расчищал горные склоны для посевов, прокладывал дороги. Хуан-ди женился на Лэй-цзу, к-рая стала его старшей женой и родила ему двух сыновей. Всего от разных жен у Хуан-ди было 25 сыновей, 14 из них стали основателями новых родов. В историзованной традиции Хуан-ди почитался как мудрый правитель, наследовавший Шэнь-нуну и правивший будто бы с 2698 по 2598 до н.э. С Хуан-ди как с первого «реального» правителя начинается соч.
«Ши цзи» («Исторические записки»)
Сыма Цяня. По нек-рым легендам, Хуан-ди жил 300 лет. В конце его жизни на земле появились единорог (
цилинь) и феникс (
фэн-хуан) — знак мудрого правления. По одной версии [«Хуайнань-цзы», «Лунь хэн» («Критические рассуждения»)
Ван Чуна, I в. н.э.], Хуан-ди в конце жизни собрал медь на горе Цзиншань и отлил треножник. Когда работа была закончена, с неба спустился дракон. Хуан-ди ухватился за его ус, сел верхом и улетел в небеса. По даос. версиям, Хуан-ди постиг
дао, сделался бессмертным (
сянь [1], см.
Сянь-сюэ) и улетел на драконе. Сподвижники Хуан-ди стреляли в дракона из луков, думая заставить его опуститься, но не добились успеха («Хуайнань-цзы»). Считается, что Хуан-ди погребен на горе Цяошань в пров. Шэньси. Однако, по даос. преданиям, в могиле погребена лишь одежда Хуан-ди, к-рая осталась после того, как он, сделавшись бессмертным, вознесся на небо (
«Хань шу» — «Книга [об эпохе] Хань»/«История [династии] Хань»
Бань Гу, I в. н.э.). В ср. века даосы почитали Хуан-ди как одного из зачинателей своего учения (наряду с
Лао-цзы,см.
Хуанлао-сюэпай), в народе Хуан-ди чтили как божество Звезды Почвы/ Земли (т.е. планеты Сатурн, см.
У син), как бога — покровителя портных (по др. версии, — бога архитектуры), а также как одного из богов медицины (наряду с
Фу-си и Шэнь-нуном).
Источники: Сыма Цянь. Ши цзи (Исторические записки). М., 2001, т. 1. указ.
Литература: Рифтин Б.Л. От мифа к роману. Эволюция изображения персонажа в китайской литературе. М., 1979, с. 89–100;
Мори Ясутаро. Хуан-ди чуаньшо (Легенды о Желтом государе) // Чжунго гудай шэньхуа яньцзю (Исследования древних мифов Китая) / Пер. с япон. на кит. Ван Сяо-ляня. Тайбэй. 1974, с. 149–176;
Цянь Му. Хуан-ди. Тайбэй, 1987, с. 1–31;
Юань Кэ. Мифы древнего Китая. М., 1987, указ.;
Имаи Усобуро. Котэй-ни цуйтэ (О Желтом государе) // Камбун гаккай кайхо (Труды общества по изучению Камбуна). Токио, 1953, № 14;
Митараи Масару. Котэй дэнсэцу-ни цуйтэ (Относительно преданий о Желтом государе) // Хиросима дайгаку бунгаку бу кие (Записки литературного факультета Хиросимского университета). 1969. Т. 29, № 1;
Тэцуи Кэйки. Котэй то Чи-ю-но тосо сэцува-ни цуйте (Относительно сказаний о борьбе Хуан-ди и Чи-ю) // Тохо сюкё (Религия Востока). 1972, № 39.
Автор: Рифтин Б.Л.
Источники: Позднеева Л.Д. Атеисты, материалисты, диалектики древнего Китая. М., 1967, указ.; Древнекитайская философия. Т. 1, 2. М., 1972, 1973, указ.; Го юй (Речи царств)/ Пер. В.С.Таскина. М., 1987, указ.; Древнекитайская философия. Эпоха Хань. М., 1990, указ.; Чжуан-цзы. Ле-цзы / Пер. В.В.Малявина. М., 1995, указ.; Люйши чуньцю (Вёсны и осени господина Люя) / Пер. Г.А.Ткаченко. М., 2001, указ.;
Хуань Куань. Спор о соли и железе (Янь те лунь)/Пер. Ю.Л.Кроля. Т. I, II. М., 2001, указ.; Философы из Хуайнани (Хуайнаньцзы) / Пер. Л.Е.Померанцевой. М., 2004, указ.; Каталог гор и морей (Шань хай цзин) / Пер. Э.М.Яншиной. М., 2004, указ.; Бамбуковые анналы: древний текст (Гу бэнь чжу шу цзи нянь)/ Изд. текста, пер. М.Ю.Ульянова. М., 2005, указ.; Современная трактовка Желтого владыки / Пер. Д.Аланова. К., 2006; Трактат Желтого императора о внутреннем / Пер. Б.Б.Виногродского. М., 2007.
Литература: Биррел А. Китайские мифы. М., 2005, указ.;
Конрад Н.И. Избр. труды. Синология. М., 1977, указ.;
Кравцова М.Е. Поэзия Древнего Китая. СПб., 1994, указ.;
Яншина Э.М. Формирование и развитие древнекитайской мифологии. М., 1984, указ.;
Ма Шу-тянь. Чжунго миньцзянь чжушэнь (Китайские народные божества). Пекин, 2002, с. 29-33; Хуан-ди гули чжи (Трактат о родине Хуан-ди)/ Гл. ред. Лю Вэнь-сюэ. Чжэнчжоу, 2007;
Юань Кэ. Чжунго шэньхуа чуаньшо цыдянь (Словарь китайских мифов и легенд). Шанхай, 1985, с. 347-348.
Сост. библ.: Кобзев А.И.
Ст. опубл.: Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5 т. / Гл. ред. М.Л.Титаренко; Ин-т Дальнего Востока. - М.: Вост. лит., 2006 – . Т. 2. Мифология. Религия / ред. М.Л.Титаренко, Б.Л.Рифтин, А.И.Кобзев, А.Е.Лукьянов, Д.Г.Главева, С.М.Аникеева. - 2007. - 869 с. С. 663-665.